Правила церковного этикета

  Русский Национальный Ресурс 
      Украшение блюд
      Букеты из конфет
      Детский праздник
 

 
 
 

Русский Национальный Ресурс
 
 
Страницы раздела
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
 
  • ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
    ОБЩИЕ ЦЕРКОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
  • Постные праздники
    Устав о посте по Типикону
  • Рождественский пост
    Блюда Филиппова поста
  • Праздничный стол в Сочельник
  • Рождество Христово
    Рождественское застолье
  • Новогодний щедрый вечер
  • Крещение Господне
  • Масленица
    Масленичное разговенье
  • Великий пост
    Великопостное меню
  • Пасха
    Пасхальный пир
  • Радуничная трапеза
  • Троица
    Троицкий стол
  • Петровский пост
  • Петров день
    Застолье на Петров день
  • Успенский пост
    Успенские лакомки
  • Успение
    Хлебосольное успение
  • Рождество Богородицы
    Пиршество в Богородичный праздник
  • Покров
    Покровское гулянье
  • Дмитриев день
    Дмитриевская поминальная трапеза
  • Блюда российских монастырей
  • Душеполезное чтение
  • Справочник рецептов русских постных блюд
  • Православные ОБЫЧАИ и ТРАДИЦИИ
  • Что надо знать православному:
    138 ВОПРОСОВ и ОТВЕТОВ
  • Православный ИМЕНОСЛОВ
    Происхождение и значение имен
  • Полный календарь ПРАВОСЛАВНЫХ ИМЕНИН
  • ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ
  •  

     
    ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
    НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА
    Рецепты доступных недорогих блюд
     
  • О православной трапезе на всякий день года
    Как проводить праздничные и воскресные дни
    Как проводить время постов
    Как приучить себя к посту
    Как поститься детям, больным и престарелым людям
    Как приготовить сочиво
    Как поститься в среду и пятницу
  • Как проводить дни Масленицы
    Что приготовить на Масленицу
  • Кухня Великого поста
    Как питаться в Великий пост
  • Как испечь жаворонков в день святых сорока мучеников
  • Что приготовить на Благовещение
  • Почему Церковь освящает пасхи, куличи и яйца
    Как испечь куличи и пасхи
  • Кухня Петрова поста
    Как питаться в Петров пост
  • Кухня Успенского поста
    Как питаться в Успенский пост
  • Что можно приготовить в праздник Преображения Господня
    Пост в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи
    Пост в день Воздвижения Креста Господня
  • Кухня Рождественского поста
  • Как правильно приготовить заправки для салатов и соусы постной кухни
  • О постной трапезе в Православной России
  • Лучшие рецепты постных блюд старой русской кухни
  • Лучшие рецепты постных блюд национальных кухонь
  • Праздничный стол
  • Пусть подростки постарше приготовят сами
  • Поминальная трапеза
  • Яблочный квас, муссы


  • БИБЛИЯ
    с иллюстрациями Гюстава Доре
     
    Синодальный перевод
    Полный текст
    Знаком * отмечены книги неканонические

    ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
    Пятикнижие Моисея
  • Бытие, гл. 1-50
  • Исход, гл. 1-40
  • Левит, гл. 1-27
  • Числа, гл. 1-36
  • Второзаконие, гл. 1-34
  • Книга Иисуса Навина, гл. 1-24
  • Книга Судей израилевых, гл. 1-21
  • Книга Руфи, гл. 1-4
  • Первая книга Царств, гл. 1-31
  • Вторая книга Царств, гл. 1-24
  • Третья книга Царств, гл. 1-22
  • Четвертая книга Царств, гл. 1-25
  • Первая книга Паралипоменон, гл. 1-29
  • Вторая книга Паралипоменон, гл. 1-36
  • Первая книга Ездры, гл. 1-10
  • Книга Неемии, гл. 1-13
  • Вторая книга Ездры*, гл. 1-9
  • Книга Товита*, гл. 1-14
  • Книга Иудифи*, гл. 1-16
  • Книга Есфири, гл. 1-10
  • Книга Иова, гл. 1-42
  • Псалтирь, псалмы 1-151
  • Притчи Соломона, гл. 1-31
  • Книга Екклезиаста или Проповедника, гл. 1-12
  • Песнь песней Соломона, гл. 1-8
  • Книга премудрости Соломона*, гл. 1-19
  • Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова*, гл. 1-51
  • Книга пророка Исаии, гл. 1-66
  • Книга пророка Иеремии, гл. 1-52
  • Плач Иеремии, гл. 1-5
  • Послание Иеремии*, гл. 1
  • Книга пророка Варуха*, гл. 1-5
  • Книга пророка Иезекииля, гл. 1-48
  • Книга пророка Даниила, гл. 1-14
  • Книга пророка Осии, гл. 1-14
  • Книга пророка Иоиля, гл. 1-3
  • Книга пророка Амоса, гл. 1-9
  • Книга пророка Авдия, гл. 1
  • Книга пророка Ионы, гл. 1-4
  • Книга пророка Михея, гл. 1-7
  • Книга пророка Наума, гл. 1-3
  • Книга пророка Аввакума, гл. 1-3
  • Книга пророка Софонии, гл. 1-3
  • Книга пророка Аггея, гл. 1-2
  • Книга пророка Захарии, гл. 1-14
  • Книга пророка Малахии, гл. 1-4
  • Первая книга Маккавейская*, гл. 1-16
  • Вторая книга Маккавейская*, гл. 1-15
  • Третья книга Маккавейская*, гл. 1-7
  • Третья книга Ездры*, гл. 1-16
     
    НОВЫЙ ЗАВЕТ
    Евангелие
  • От Матфея святое Благовествование
    Главы 1-28
  • От Марка святое Благовествование
    Главы 1-16
  • От Луки святое Благовествование
    Главы 1-24
  • От Иоанна святое Благовествование
    Главы 1-21

  • Деяния святых Апостолов, гл. 1-28
    Соборные Послания Апостолов
  • Соборное послание святого Апостола Иакова, гл. 1-5
  • Первое соборное послание святого Апостола Петра, гл. 1-5
  • Второе соборное послание святого Апостола Петра, гл. 1-3
  • Первое соборное послание святого Апостола Иоанна Богослова, гл. 1-5
  • Второе соборное послание святого Апостола Иоанна Богослова, гл. 1
  • Третье соборное послание святого Апостола Иоанна Богослова, гл. 1
  • Соборное послание святого Апостола Иуды, гл. 1
    Послания Апостола Павла
  • Послание к Римлянам святого Апостола Павла, гл. 1-6
  • Первое послание к Коринфянам святого Апостола Павла, гл. 1-16
  • Второе послание к Коринфянам святого Апостола Павла, гл. 1-13
  • Послание к Галатам святого Апостола Павла, гл. 1-6
  • Послание к Ефесянам святого Апостола Павла, гл. 1-6
  • Послание к Филиппийцам святого Апостола Павла, гл. 1-4
  • Послание к Колоссянам святого Апостола Павла, гл. 1-4
  • Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла, гл. 1-5
  • Второе послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла, гл. 1-3
  • Первое послание к Тимофею святого Апостола Павла, гл. 1-6
  • Второе послание к Тимофею святого Апостола Павла, гл. 1-4
  • Послание к Титу святого Апостола Павла, гл. 1-3
  • Послание к Филимону святого Апостола Павла, гл. 1
  • Послание к Евреям святого Апостола Павла, гл. 1-13
  • Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), гл. 1-22
     

  •  
    * * * * *
     
    * * * * *
     
     
    Новые сообщения:
    L-01
    загрузка...
     
    L-02
    загрузка...
     
    L-03
     
    L-04
     
    L-05
     
    L-06
     
     
         

    Во Славу Господа истинного православного!
    Раздел:
    Русская православная кухня
    Традиции, молитвы, рецепты блюд
    21-я страница

    ПРАВОСЛАВНОЕ ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ
    Правила церковного этикета

    «Он взял пять хлебов и две рыбы,
    воззрев на небо, благословил и
    преломил и дал ученикам...»
                   (Мк. 6,41).

    Каждый день христианин принимает пищу. Принятие пищи христианином — это принятие из рук Господа даров, поддерживающих нашу жизнь.

    Отсюда к вкушению пищи должно быть благоговейное отношение. Перед чудесным насыщением Господь велел народу возлечь на траву, т. е. приготовиться к принятию пищи. Перед трапезой Он вначале благодарил Бога, а затем уже преломлял хлеб (Ин. 6,10-11).

    Преп. Варсонуфий Великий и Иоанн дают по этому такое указание: «Хорошо и мирским людям, приступая к пище, благословлять Бога, ибо памятью о Боге освящается пища... употреблению пищи, питья и сна да предшествует благодарение».

    Такой же совет дает и о. Иоанн: «Не садись за стол с возмущением какой-либо страстью твоего духа, чтобы враг не обратил тебе во вред пищу и питье — в болезнь, а не во здравие: ибо враг через все коварствует и ищет повредить человеку.
    Садись всегда за трапезу с миром, благодаря Господа, и пища с питьем будут во благо и во здравие: потому что благословение Божие почиет и на пище, и на тебе самом».

    Отец Валентин Амфитеатров рекомендовал своим духовным детям «хорошо все перекрестить, что начинаешь кушать, но при народе это делать не надо — мысленно можно перекрестить».

    У первых христиан вкушение пищи (так называемые «агапы» — вечери любви) следовало непосредственно за богослужением и совершалось в притворе храма. Агапы не только начинались и кончались молитвословиями, но и сопровождались пением псалмов.

    Московский старец о. Алексий так заповедывал своим духовным детям:
    «Во время обеда представляй Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя... и что Иисус обедает с тобою... Во время ужина вспоминай о последней вечере Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он сподобил тебя вечери Небесной».

    Как известно, в монастырях трапеза соединяется с духовным чтением, чаще всего из Жития Святых. Здесь прием телесной пищи сопровождается приемом пищи духовной.

    По тому, как человек относится к пище и как ее принимает, можно судить о степени духовности христианина.

    Можно «пищу с благоговением вкушать», можно небрежно «есть», но можно с жадностью ее «жрать».

    Обвиняя современную ему атеистическую русскую интеллигенцию, свящ. Павел Флоренский так говорил про ее отношение к пище:
    «Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит «вкушать», что значит священная еда: не «вкушают» дар Божий, не даже едят пищу, а «лопают» химические вещества.
    Совершается лишь животная, голая «физиологическая функция», мучительно-стыдная; и функцией этой брезгуют, ее стыдятся. Стыдятся и делают; вот почему интеллигент цинично ест, с вызовом, с оскорблением стыдливости своей и чужой.
    Нет на свете спокойствия и мира, а есть смятение и тяжесть: первый признак безблагодатной души, неблагодатной к жизни, отвергающей бесценный дар Божий, горделиво желающей все бытие перестраивать по-своему».

    Благоговейное отношение у христианина должно быть и к самой пище (точнее, и к самой материи пищи). Когда Господь накормил чудесным образом 5-ю хлебами пять тысяч человек, Он велел собрать все остатки пищи, «чтобы ничего не пропало» (Ин. 6,12).

    Поэтому не следует оставлять на своих тарелках объедки пищи, корки или крошки хлеба. Поэтому при избытке предлагаемой пищи надо до начала еды отказаться от этого избытка и убавить количество предложенной пищи.

    Преп. Савва Освященный увидел, что инок, приготовлявший пищу для обители, выкидывал в поток остатки бобов, не съеденных братией. Преподобный собрал из потока бобы, приготовил из них кушанье и пригласил к себе инока, выкидывавшего бобы. Радушно приняв его, он стал угощать его бобами и спросил — нравится ли ему приготовленное блюдо. Инок похвалил его. Тогда преподобный сказал ему:
    «Поверь, брат, это те самые бобы, которые ты выкинул в поток» — и дал наставление смущенному иноку, как надо относиться к пище.

    Вероятно, многие недостаточно отчетливо сознают значение пищи в жизни христианина. А оно велико не только для тела, но и для души человеческой.

    Мудрый пастырь о. Иоанн пишет:
    « На принятие пищи обратите самое строгое и деятельное внимание, ибо от пищи и питья, от качества и количества их зависит весьма много ваша духовная, общественная и семейная деятельность...
    С голоду сильно не налегай на пищу — обременишь и сердце, и тело. Без жадности, тихо кушай с размышлением во славу Божию, помня о Боге Питателе.
    Диавол через плоть нашу и вообще через вещественность действует на нас ко вреду нашему. Так, через вино, чай, кофе, через лакомства, вообще через деньги, одежду и прочее разжигает наши страсти».

    Надо также знать, что неровная и беспорядочная диета заметно отражается на организме, который всегда болезненно реагирует против изменений привычной диеты. Это относится и к неумеренности в еде после периода воздержания в пище.

    При этом не всегда можно брать пример с других и из литературы. Надо учитывать, что при различных условиях жизни, здоровья, возраста, труда, климата и особенностей организма будет различаться и потребность в питании.

    По наблюдениям св. отцов, на количество потребной пищи влияет в сильной степени и расходование нашей нервной энергии. Так, один старец говорил, что в уединении он может принимать пищи в несколько раз менее, чем в те дни, когда он проводил в людях.

    Во всех случаях духовные отцы считали необходимым принимать пищу и питие мерою, чтобы ограничить себя от излишества и приучить свой организм довольствоваться установленной нормой.

    «Вместе с телесным постом должен быть и душевный. При телесном посте чрево постится, при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и лицемерия.
    Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи, всякого злоречия. Видишь, христианин, каков пост душевный?» (Св. Василий Великий.)

    «Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну». (Св. Леонтий.)

    «Положите законом выходить из-за стола немного голодным. Злая раба — плоть будет чувствовать, что над нею есть властная рука. И вина не пить. Это самое лучшее пособие к тому, чтобы было тело всегда бодро, трезво и свежо. Великое есть сие дело!» (Св. Феофан Затворник.)

    «Мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева, т. е. от всякого греха, совершаемого языком.
    Также должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не смотреть бесстыдно и бесстрашно. И руки удерживать от злого дела». (Авва Дорофей.)

    «С чего начать нам, никогда не занимавшимся исследованием сердец наших? Будем стучаться молитвою и постом, как и Господь повелел: «Стучите — и откроется вам». (Св. Макарий Великий.)

    Рецепт от греха
    Составила в 20-е годы монахиня Шамардинского монастыря, а рукопись сохранила схимонахиня Серафима.

    Некий старец зашел в лечебницу и спросил у врача:
    — «Есть ли у вас лекарство от греха?»
    — «Есть, — отвечал врач, —
    вот он:
    1. Нарой корней послушания.
    2. Собери цветов душевной чистоты.
    3. Нарви листьев терпения.
    4. Собери плоды нелицемерия.
    5. Не упивайся вином прелюбодеяния.
    6. Все это иссуши постом воздержания.
    7. Вложи в сосуд добрых дел.
    8. Добавь воды слез покаяния.
    9. Посоли солью братолюбия.
    10. Добавь щедрот милостыни.
    11. Да положи порошок смирения
    12. и коленопреклонения.
    13. Принимай по три ложки в день страха Божия.
    14. Одевайся в одежду праведности
    15. И не ходи в пустословие, а то простудишься и опять заболеешь грехом».


    Правила церковного этикета

    Как правильно обращаться к священнику, к митрополиту?.. Как правильно написать письмо владыке? Как вести себя за столом, который возглавляет епископ или Святейший Патриарх?
    Об этом и о многом другом в замечательной книге:
    [Головков] Марк, еп. Егорьевский. "Церковный протокол".
    М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007. 183 с.
    Опись А, №20241.

    Ниже приводятся некоторые полезные фрагменты этой книги.

    ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ К ДУХОВНОМУ ЛИЦУ

    К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: «честной брат», «отец».
    К диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;
    к иерею и иеромонаху: «Ваше Преподобие» или «отец (имя)»;
    к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

    Обращение к священнику: «батюшка», являющееся русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не употребляется при официальном обращении.

    Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице.

    Игумения женской обители сочтет вполне учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

    Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);
    к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

    Сами священнослужители не должны именовать себя отцами.
    При представлении они называют свои сан и имя, например: диакон Петр, иерей Алексий, протоиерей Иоанн, епископ Мелетий и т. д.
    Неуместно, когда священник представляется: отец Павел.
    Как уже было сказано, он должен представиться как иерей Павел, или священник Павел.

    В Поместных Церквах православного Востока к архимандриту и вообще к монашествующему клирику, имеющему высшее богословское образование, обращаются: «Паносиологиотате» (греч. Πανοσιολογιωτατε — Ваше Высокопреподобие; в корне слова добавляется слово «логос», имеющее в греческом языке следующие значения: слово, разум и т. д.).
    К иеромонаху и иеродиакону, не имеющим высшего богословского образования: «Паносиотате» (греч. Πανοσιοωτατε — Ваше Преподобие).
    К священнику и диакону, имеющим высшее богословское образование: «Айдесимологиотате» (греч. Αιδεσιμολογιωτατε — Ваше Преподобие) и «Иерологитате» (греч. Ιερολογιωτατε).
    К священнику и диакону, не имеющим высшего богословского образования, обращаются соответственно: «Айдесимотате» (греч. Αιδεσιμωτατε— Ваше Преподобие) и «Евлабестате» (греч. Ευλαβεστατε).
    К любому правящему архиерею обращаются: «Себасмиотате» (греч. Σεβασμωτατε), к викарному архиерею: «Теофилестате» (греч. Θεοφιλεστατε), такое обращение может относиться и к архимандриту); к титулярному митрополиту (т. е. к архиерею, носящему почетный титул митрополита, но фактически не имеющему в своем управлении митрополии): «Панеиротате» (греч. Πανιερωτατε).

    К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество»;
    к Предстоятелю Поместной Церкви, в титуле которого содержится эпитет «Блаженнейший»: «Ваше Блаженство».

    Указанные правила обращения к духовным лицам следует соблюдать и в переписке с ними (личной или официальной).

    ПРАВИЛА ПЕРЕПИСКИ С ДУХОВНЫМ ЛИЦОМ
    (как написать письмо епископу или архиепископу, митрополиту)

    Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные — на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа не используется).

    Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

    Всякое письмо состоит из следующих частей:
    1) указания адресата, обращения (адрес-титул),
    2) рабочего текста,
    3) заключительного комплимента,
    4) подписи и даты.

    1. Адрес-титул.
    В официальном письме указание адресата включает в себя полный титул лица и его должность, которые указываются в дательном падеже, например:
    «Его Высокопреосвященству,
    Высокопреосвященнейшему (имя),
    Архиепископу (название кафедры),
    Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

    К священнослужителям, находящимся на более низких иерархических степенях, обращаются более кратко:
    Его Высокопреподобию (Преподобию)
    Протоиерею (или иерею) (имя, фамилия) (Должность).

    При этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.

    Адрес-титул — это почетный титул адресата, которым следует начинать письмо и который следует использовать в дальнейшем его тексте, например:
    «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху),
    «Ваше Величество» (в письме к монарху),
    «Ваше Превосходительство» и т. д.

    2. Рабочий текст.
    Рабочий текст пишется в произвольной форме, соответствующей случаю.

    3. Комплимент.
    Комплимент — это выражение вежливости, которым заканчивается письмо.

    4. Подпись и дата.
    Личная подпись автора (не факсимиле, которое используется лишь при отправке письма по факсу) обычно сопровождается ее печатной расшифровкой.
    Дата отправки письма должна включать день, месяц и год; в официальных письмах указывается также его исходящий номер.
    Авторы-архиереи перед своей подписью изображают крест.
    Например: «† Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский».
    Такой вариант архиерейской подписи является по преимуществу русской традицией.
    После подписи можно написать: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

    Правила обращения к духовенству, принятые в Русской Православной Церкви

    Монашествующее духовенство Белое духовенство Обращение Указание адресата
    Иеродиакон Диакон (протодиакон, архидиакон) Отец (имя) Диакону (имя)
    Иеромонах Иерей Ваше Преподобие, отец (имя) Его Преподобию, иерею (имя)
    Игумен
    Архимандрит
    Протоиерей
    Протопресвитер
    Ваше Высокопреподобие, отец (имя) Его Высокопреподобию, протоиерею (имя)
    Игумения Досточтимая матушка Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя)
    Епископ (правящий, викарный) Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (кафедра)
    Архиепископ
    Митрополит
    Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), архиепископу (кафедра)
    Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыка Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

    При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей следует помнить, что титул Предстоятеля Церкви — Патриарха, Митрополита, Архиепископа — всегда пишется с прописной буквы.
    Так же выглядит написание титула Первоиерарха Автономной Церкви.

    Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также должны начинаться с прописной буквы, например: Блаженнейший Феоктист, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский.
    Как правило, число «II» при имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия опускается.

    Необходимо учитывать, что на православном Востоке только Константинопольский Патриарх именуется «Ваше Святейшество» (точнее даже: «Ваше Всесвятейшество»), все остальные Предстоятели Поместных Церквей титулуются: «Ваше Блаженство», «Блаженнейший Владыка».
    Именно так Первоиерарх Константинопольской Церкви обращается и к Патриарху Московскому и всея Руси.
    Однако в традициях Русской Церкви принято именовать Патриарха всея Руси: «Ваше Святейшество».

    В Русской Православной Церкви выработаны стандартные формы письменного обращения к лицу, имеющему священный сан.
    Такого рода обращения именуются прошениями или рапортами (в отличие от заявлений, принятых в светском обществе).
    Прошение (по самому смыслу названия) представляет собой текст с просьбой о чем-либо.
    Рапорт также может содержать прошение, но чаще представляет собой документ информативного характера.
    Светский человек вполне может обратиться к духовному лицу с простым письмом, не называя свое обращение ни рапортом, ни прошением.

    Разновидностью церковной переписки являются письменные поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения, Рождества Христова, днем Ангела и другими торжественными событиями. Традиционно текст таких поздравлений предваряется соответствующим празднику приветствием, например, в пасхальном послании это слова: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».

    Следует отметить, что в вопросах переписки форма писем часто не менее важна, чем само содержание.
    Говоря о общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в разные годы в «Журнале Московской Патриархии».

    Независимо от отношения к адресату, необходимо придерживаться в тексте письма предписанных форм вежливости, которые обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата и всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважения.
    Особенно важно соблюдать протокол международной служебной переписки — здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом; принятый протокол строится таким образом, чтобы отношения между Церквами, государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности.
    Так, при упоминании в письме какого-либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица — «он»: лучше заменять его кратким титулом: «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи).
    То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает ваше уважение к адресату (например, вместо: прошу Вас — прошу Ваше Святейшество); в некоторых странах (например, во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам.

    При составлении официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес-титула, т. е. первого предложения письменного обращения, и комплимента — фразы, завершающей текст.
    Наиболее распространенная форма адреса при составлении письма на имя Святейшего Патриарха: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец!»

    Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, являет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения.
    Примеры этих форм, употреблявшихся в наиболее близких нам по времени XIX-XX веках, могут быть полезны и ныне.
    Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка, а главное, служит выражением христианской любви.

    Ниже приведены примеры адрес-титулов и комплиментов, используемых при переписке.

    Примеры адрес-титула в письмах, заявлениях, прошениях:
  • Преосвященнейший Владыко, достопочтенный о Господе брат!
  • Преосвященнейший Владыко, достопочитаемый о Господе брат!
  • Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат!
  • Преосвященнейший Владыко, о Христе возлюбленный собрат и сослужитель!
  • Дорогой и глубокочтимый Владыко!
  • Дорогой и досточтимый Владыко!
  • Дорогой и сердечночтимый Владыко!
  • Ваше Преосвященство, досточтимейший и дорогой Владыко!
  • Многоуважаемый батюшка, отец...!
  • Возлюбленный о Господе брат!
  • Возлюбленный о Господе Авво, пречестнейший отец архимандрит!
  • Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница!
  • Достопочтеннейшая о Господе...!
  • Досточтимая Матушка, Ваше Боголюбие!
  • Благожелательно о Господе приветствую мать игумению...!

  • Примеры комплимента:
  • Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим ...
  • Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю ...
  • Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю ...
  • С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник ...
  • Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся ...
  • Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник ...
  • С братской любовью о Христе ...
  • Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю ...
  • Благословение и милость Господня да пребудет с Вами ...
  • С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный ...
  • Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный ...
  • Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный ...
  • Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный ...
  • Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный ...
  • Вашего Преосвященства недостойный послушник ...
  • Вашего Преосвященства смиренный послушник ...
  • Вашего Преосвященства нижайший послушник ...

  • Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми.

    Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану;
    письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением»,
    а письма мирян или священнослужителей к архиерею — комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».

    Формы обращения, принятые в инославном мире.

    1. К Папе обращаются: «Ваше Святейшество» или «Святейший Отец», заключительный комплимент: «Прошу принять, Святейший Отец, уверения в моем высоком уважении и в моей постоянной дружбе» или просто: «С уважением Ваш ...» (из лиц, не имеющих духовного сана, в непосредственную переписку с Папой Римским вступают только монархи и главы государств).

    2. Официальный титул кардинала — «Его Преосвященство, Высокопреподобный (имя) Кардинал (фамилия), Архиепископ... (название епархии)» или «Его Преосвященство, Кардинал(-Архиепископ)»; к кардиналам обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Высокопреподобный Сэр», «Милорд Кардинал» или «Господин Кардинал» (обращения «Сэр» и «Милорд» возможны только в английской речи или по отношению к англичанину); комплимент: «С уважением Ваш ...», «Имею честь быть Вашего Преосвященства ______ покорный слуга» или «Прошу принять, господин Кардинал, уверения в моем самом высоком уважении».

    3. Официальный титул архиепископа — «Его Светлость, Лорд Архиепископ... (название епархии)» (для Кентерберийского и Йоркского), «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор (только во Франции) Архиепископ...»; обращение: «Ваша Светлость», «Высокопреосвященный Сэр/Монсеньор», «Милорд Архиепископ» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш ...», «Остаюсь, Милорд Архиепископ, Вашей Светлости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Архиепископ, уверения в моем самом высоком уважении».

    4. Официальный титул епископа — «Его Преосвященство Лорд Епископ... (название епархии)», «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор Епископ...»; обращение: «Ваша Милость», «Преосвященный Сэр/Монсеньор» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш ...», «Остаюсь, Милорд, Вашей Милости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Епископ, уверения в моем самом высоком уважении».

    5. Католические или епископальные священники, протестантские священники и другие духовные лица имеют официальный титул — «Преподобный», «Господин Аббат/Пастор»; обращение: «Преподобный Сэр» или «Господин Аббат/Пастор»; комплимент: «(Весьма) искренне Ваш», «Верьте мне, Преподобный Сэр, искренне Ваш», «Примите, Господин Аббат/Пастор, уверения в моем совершенном уважении».

    Слова «Господин» и «Госпожа» всегда сокращаются до «Г-н» и «Г-жа» (кроме адреса, обращения или комплимента). Они никогда не употребляются самостоятельно, без фамилии.

    Такие звания и титулы, как генерал, полковник, профессор или президент, предпочтительно писать полностью, особенно на конверте письма.

    К муфтию обращаются: «Превосходительство» и в комплименте пишут: «в моем весьма высоком уважении».

    Для кадиев обязательно употреблять обращение: «Превосходительство» и комплимент: «В моем высоком уважении».
    В заключение приведем примеры различного рода писем.

    ПИСЬМА ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ

    С тезоименитством

    Ваше Преосвященство, досточтимый Архипастырь и Отец!

    Сердечно поздравляем Вас с днем Вашего Ангела!

    Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, всегда ощущать незримую помощь Вашего Небесного покровителя. Да дарует Вам Господь наш и Спаситель Иисус Христос полноту и изобилие Своих неизреченных милостей!

    От всей души желаем Вам здоровья, крепости сил и бодрости духа, столь необходимых в Вашем ответственнейшем и многополезном служении Святой Православной Церкви.

    Многая Вам и благая лета!

    или:

    Сердечно поздравляем Вас с днем Вашего Ангела!

    Желаем в мыслях и делах, неизменно, всем сердцем устремляться к возлюбленному Спасителю нашему Иисусу Христу. Просим у Господа Бога, чтобы Он по молитвам Вашего Небесного покровителя даровал Вам Свою Божественную помощь, полноту и изобилие Своих неизреченных и неоскудевающих милостей.

    В этот священный для Вас день примите от наших любящих сердец искренние поздравления и пожелания здоровья, крепости сил и бодрости духа, столь необходимых в Вашем высоком служении Святой Православной Церкви. Многая Вам лета!

    С днем рождения

    Сердечно поздравляем Вас с днем Вашего рождения!

    От всей души желаем Вам, дорогой Владыко, крепости сил, бодрости духа, благословенных успехов во всех Ваших начинаниях во славу Божию.

    В этот знаменательный для Вас день мы молимся о Вашем здравии и благоденствии, просим Господа, чтобы Он утешил Вас Своим небесным благословением.

    Многая и благая Вам лета!

    С днем хиротонии

    В этот священный для Вас день примите наши сердечные поздравления с ...летием Вашей епископской хиротонии!

    Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, здоровья и сил, необходимых в Вашем нелегком труде по возрождению и преображению нашей церковной жизни, в Вашем служении на благо Русской Православной Церкви.

    Испрашивая Вашего святительского благословения, с любовью о Христе, Спасителе нашем...

    или:

    В этот священный для Вас день примите наши сердечные
    поздравления с..... летием Вашей епископской хиротонии! Да умножит Всемилостивый Господь годы Вашего святительства, да нис пошлет Вам Свои неизреченные милости!

    Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, здоровья и сил, столь необходимых в Ваших нелегких архипастырских трудах, в Вашем служении на благо Святой Церкви Русской и нашего возлюбленного Отечества!

    Испрашивая Вашего святительского благословения, с любовью о Христе, Спасителе нашем

    С Пасхой

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    Тридневно воссиявший из гроба Христос, Истинный Источник благодатной жизни, примиривший мир с Собою и положивший начало нашему воскресению, да дарует Вашему Преосвященству в эти светоносные дни преизбыточествующую пасхальную радость!

    Молитвенно желаем Вам долгоденствия, крепости духовных и телесных сил и неоскудеваемой помощи Божией в трудах на благо Святой Церкви и Отечества нашего.

    ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

    или:

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа приветствуем Вас с этим великим и мироспасительным событием. Да возрадуемся и возвеселимся в «сей день, егоже сотвори Господь»!

    Да озарит воссиявший из гроба Христос Вас и Ваших близких преизбыточествующей духовной радостью! Да сопутствует Воскресший Господь Вам во всех Ваших благих делах.

    Молитвенно желаем Вам крепкого здоровья и всякого благопоспешения в Вашей жизни и трудах на благо Святой Церкви и нашего земного Отечества.

    ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

    С Рождеством Христовым

    Христос Раждается, славите!

    Примите сердечные поздравления с великим христианским праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

    Воплотившийся Сын Божий да хранит Вас в крепости сил телесных и духовных и да благословит Вас Своими обильными Небесными дарами.

    Молитвенно желаю Вам помощи Божией во всех Ваших трудах.

    С любовью о Христе, Спасителе нашем...

    или (светскому лицу):

    Уважаемый N. N.!

    Примите сердечные поздравления с праздником Рождества Христова и Новолетием! Молитвенно желаю Вам доброго здравия и помощи Божией во всех Ваших трудах.

    С уважением

    или:

    Сердечно поздравляю Вас с великим и радостным христианским торжеством — праздником Рождества Христова!

    Да дарует Вам Богомладенец Христос светлую радость Своего пришествия. Молитвенно желаю Вам долгоденствия, крепости духовных и телесных сил и неоскудеваемой помощи Божией в трудах на благо Святой Церкви и Отечества нашего.

    ИЗ ДЕЛОВОЙ ПЕРЕПИСКИ

    Ответ на письмо

    На Ваше письмо от 31.04.06 г. с просьбой.................. имею сообщить следующее.

    Вашего Преосвященства смиренный послушник

    Завершение письма:

    Повергая эти соображения на благоусмотрение Вашего Преосвященства, почтительнейше испрашиваю Вашего указания относительно нашего участия или неучастия в данном проекте.

    Вашего Святейшества нижайший послушник

    Завершение отчета:

    Прошу Вашего благословения на дальнейшие труды на... поприще. Вашего Преосвященства недостойный послушник

    Просьба о благословении проекта (музыкального конкурса):

    18 апреля 20.. г. в Москве в ... состоится Международный конкурс ....

    В ... обратился Президент Благотворительного фонда им. ... г-н ... с просьбой о получении церковного благословения на проведение этого мероприятия.

    Русская Православная Церковь всегда оказывала большое влияние на развитие русской музыкальной культуры ...

    Со своей стороны полагал бы, что данный проект заслуживает положительного отношения со стороны Священноначалия нашей Церкви. Проведение конкурса может стать значимым культурным проектом, способным принести несомненную пользу широкому кругу наших сограждан.

    В свете сказанного, прошу благословения Вашего Святейшества на проведение указанного конкурса. Учитывая всероссийское и международное значение проекта, считаю возможным просить Ваше Святейшество обратиться к участникам и организаторам конкурса с приветственным Словом, что послужит вдохновляющим стимулом для конкурсантов, организаторов и всей музыкальной общественности.

    Проект Патриаршего приветственного слова прилагается.

    Вашего Святейшества нижайший послушник

    Прошение о наградах:

    В настоящее время Издательство ... завершает подготовку к выпуску в свет .... Радостно отметить, что этот проект был полностью профинансирован предприятиями....

    Смиренно прошу Ваше Святейшество поощрить наградами Русской Православной Церкви руководителей этих предприятий — благотворителей указанного издательского проекта:

    1. N. N. N., генерального директора ЗАО ..., 19.. года рождения, — орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.
    2.  N. N. N., директора..., 19.. года рождения, — орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.  

    Прошу также наградить орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени генерального директора и главного редактора православного издательства ... , 19.. года рождения, которое за последний год выпустило более... наименований православных книг общим тиражом свыше ... тыс. экз.

    Все перечисленные лица ранее к общецерковным наградам не представлялись.

    Вашего Святейшества недостойный послушник

    ЦЕРКОВНЫЕ ВИЗИТЫ

    Русскую Православную Церковь часто посещают иностранные гости — Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, а также представители инославных конфессий. В настоящее время в церковном протоколе не существует такой же четкой градации визитов, какая принята в светских дипломатических протокольных нормах (государственные, официальные, рабочие и т. п.). Но, конечно, все межцерковные визиты проходят по строго согласованному плану.

    Если прибывающее лицо является Предстоятелем Поместной Православной Церкви, то в его встрече в аэропорту обычно принимает участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси, члены Священного Синода Русской Православной Церкви, в том числе митрополит Крутицкий и Коломенский и Председатель Отдела внешних церковных связей, викарные епископы Святейшего Патриарха, благочинные округов Москвы.

    Прибывший иерарх приветствует принимающую сторону в лице Святейшего Патриарха и архиереев и преподает благословение остальному присутствующему духовенству.

    В VIP-зале аэропорта в специальной комнате для гостя обычно устраивается краткая трапеза, во время которой он и Святейший Патриарх обмениваются тостами. По традиции Патриарх произносит тост с пожеланием прибывшему лицу здоровья и благополучного пребывания в России.

    После этого гость в одной машине с Предстоятелем Русской Церкви направляется в Патриаршую гостиницу «Даниловская», находящуюся рядом с Даниловым монастырем, где происходит размещение официальных гостей Церкви.

    Программа визита, кроме официальных и рабочих встреч, обычно включает в себя осмотр главных храмов Москвы: кафедрального Храма Христа Спасителя, Успенского собора Московского Кремля, а также паломничество в Троице-Сергиеву Лавру и встречу с воспитанниками Московских Духовных школ. Если продолжительность визита более трех дней, гость имеет возможность поклониться святыням Северной столицы.

    Как правило, в ходе визита прибывший Предстоятель Поместной Церкви и Святейший Патриарх Московский и всея Руси совместно совершают Божественную литургию — чаще всего в Храме Христа Спасителя или в Успенском соборе Кремля. После Литургии традиционно следует обмен речами между двумя Первоиерархами, а затем официальный обед в честь гостя. Проводы Предстоятеля Поместной Церкви обычно происходят таким же образом, как и встреча.

    Если прибывший иерарх занимает менее высокое положение, а также если он является инославным лицом — католиком или протестантом, то состав встречающих будет иным: обычно в их числе викарный епископ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, а также ответственные сотрудники Отдела внешних церковных связей.

    Предстоятель Русской Православной Церкви дает прибывшему гостю аудиенцию в Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Такая встреча может также проходить в резиденции Его Святейшества, находящейся в Чистом переулке. Программа посещения достопримечательностей в ходе визита в целом остается прежней.

    Церковные приемы, обеды, банкеты

    В протокольной практике Русской Православной Церкви принята организация торжественных приемов с трапезами — фуршетами, зваными завтраками, обедами и ужинами.

    Как правило, такие приемы устраиваются в дни больших церковных праздников, юбилеев и памятных дат, а также по случаю прибытия гостей из других Поместных Православных Церквей.

    Фуршет является приемом без рассадки, т. е. приглашенные трапезничают стоя.
    Этот прием продолжается не более двух часов.
    На фуршете закуски, вина, а также тарелки, бокалы и столовые приборы разложены на одном столе.
    Гости обслуживают себя сами, поочередно подходя и набирая закуски на тарелку, с которой они потом отходят в сторону.

    Обед и ужин являются приемами с рассадкой и обслуживаются официантами.
    Вопреки светской практике, отводящей для начала званого обеда вечернее время (не ранее 8-ми часов вечера), церковные званые обеды происходят днем, обычно по окончании праздничного богослужения.
    Напротив, ужины могут проходить и в более поздние часы, чем это предписывается светскими традициями.
    Самый яркий пример — праздничный пасхальный ужин, на который традиционно приглашаются избранные участники Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя. Он бывает сразу после Светлой заутрени и Литургии, которая завершается обычно в два-три часа утра.

    Приглашения на эти трапезы обычно рассылаются заранее.
    Если на прием приглашается иностранная делегация, как правило, всем ее членам раздаются папочки с приглашениями (или же они оставляются в номере каждого гостя в гостинице).
    Обычно такое приглашение бывает красочно оформлено; если прием дается от имени Святейшего Патриарха, то пригласительный билет украшается Патриаршим вензелем.
    В тексте приглашения типографским способом указывается, кто, когда и по какому случаю приглашает данное лицо, например:
    Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II приглашает Вас на Рождественскую трапезу, которая состоится по окончании Патриаршего богослужения в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя.
    Внизу проставляется дата.
    Если прием следует сразу за богослужением, то время его начала не указывается.

    Церковные приемы редко бывают с персональной рассадкой, однако если она предусмотрена, то место каждого гостя обозначается специальными кувертными карточками.

    На кувертной карточке обязательно указывается сан и имя приглашенного духовного лица, фамилия при этом обычно опускается, за исключением случаев, когда на приеме присутствуют несколько священников в одном сане, носящих одно имя.
    Это важно и для самого приглашенного, и для его соседа по столу, который будет знать, как к нему обращаться.
    Для приглашенных мирян указываются фамилия, имя и отчество.

    Обычной формой приветствия в церковном обществе является благословение.

    Прибывающие на прием гости — как светские люди, так и священнослужители, — подходят под благословение духовных лиц.

    Некорректно испрашивать благословение у митрополита, архиепископа или епископа в присутствии Патриарха и вообще у младших в иерархическом отношении лиц в присутствии старших.

    Человек, далекий от Церкви, может приветствовать священнослужителя простым пожатием руки.

    В отношении рассадки классическое требование светского этикета — чередовать дам и мужчин — не может соблюдаться, поскольку на таких приемах главенствует иерархический принцип: на самом почетном месте сидит Святейший Патриарх, а в его отсутствие — старейший по хиротонии архиерей.

    Наиболее почетные места по правую и по левую руку от него также предназначены высшим иерархам Русской Православной Церкви.

    Соответственно, дальнейшая рассадка производится по нисходящему принципу: члены Священного Синода, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, протоиереи, иереи, диаконы.

    В том случае, если на прием приглашены представители светской власти, наиболее значимому из них, например губернатору региона или мэру города, предоставляется место по правую руку от Святейшего Патриарха.

    В этом случае духовенство за столом чередуется со светскими лицами, однако опять же в иерархическом порядке.
    Если рассадка осуществляется за столом П-образной формы, то почетным местом считается стол, образующий верхнюю перекладину буквы «П».
    В этом случае гости рассаживаются только по наружной стороне стола, поскольку помещать кого бы то ни было напротив Святейшего Патриарха не принято.

    Если гости рассаживаются за несколькими отдельно стоящими столами, то сидящие за главным столом должны быть обращены лицом ко всем остальным.

    При размещении приглашенных также должен соблюдаться иерархический принцип: за одним столом не могут оказаться епископ и иерей.

    Трапезы, проводимые Русской Православной Церковью, всегда начинаются с общей молитвы. Если среди их участников есть инославные лица или атеисты, они обязаны в этот момент из уважения к остальным присутствующим сохранять благоговейную тишину.

    На дипломатических приемах тосты произносятся либо в самом начале, либо в конце приема, когда специально для этого подается шампанское.
    Как правило, приветственными речами обмениваются только двое: главный гость и хозяин торжества.

    В отличие от этой практики на церковных приемах разрешается произносить тосты в течение всей трапезы, а не только в ее конце.

    Если кто-либо из гостей произносит тост в адрес кого-либо из присутствующих, то по традиции принято завершать его пожеланием «Многая лета!» или аплодисментами.

    Если звучит тост в адрес Святейшего Патриарха, то его также принято завершать словами «Многая лета!».
    Вслед за этим песнопение «Многая лета!» троекратно пропевается всеми присутствующими на трапезе гостями, причем в адрес Патриарха «многолетие» обычно поется стоя (иногда к этим словам добавляется фраза: «Спаси, Христе Боже»).
    Лицо, произносившее тост в честь Патриарха, подходит к Его Святейшеству с бокалом в руке, чокается, а затем целует руку Предстоятелю Церкви.

    Последний тост на приеме обычно произносится самим Святейшим Патриархом, который благодарит гостей за их участие в церковном торжестве.
    Этот тост является своего рода сигналом к завершению трапезы.

    Несмотря на значительные различия в организации светских и церковных приемов, их участникам необходимо придерживаться тех требований этикета, которые являются универсальными.

    Опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой – более серьезный промах, чем опоздание на фуршет.
    В любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения.
    Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза.
    Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично.

    Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо.

    Если рядом находится дама, то сначала нужно помочь ей занять место и только после этого садиться самому. Правила вежливости требуют оказывать внимание соседу, а тем более соседке по столу, однако знакомиться за столом не принято. Также не принято раньше времени вставать и выходить из-за стола на званом обеде.

    Полотняная салфетка, подаваемая за столом, в развернутом виде кладется на колени, а по окончании трапезы небрежно оставляется на столе.

    В некоторых странах считают, что, если гость аккуратно сложил или свернул салфетку, то этим он выразил пожелание быть еще раз приглашенным к этому столу, что является нарушением правил вежливости, принятых на официальных приемах.

    Салфетку нельзя заправлять за ворот рясы, ею не следует вытирать лицо и руки, а можно лишь промокнуть губы.

    Столовый прибор каждого гостя обычно состоит из двух тарелок: верхняя меняется перед каждым блюдом, нижняя остается до конца трапезы.

    С левой стороны ставится еще одна небольшая тарелочка для хлеба.

    Ножи и ложка лежат с правой стороны, а вилки — с левой стороны.

    При подаче каждого блюда вилка и нож берутся с внешней стороны по отношению к тарелке с поданным кушаньем.

    Для закуски используются самые крайние нож и вилка, которые по размерам меньше других.

    Нож и вилка для рыбного блюда также отличаются внешним видом: нож имеет тупое лезвие, а вилка шире обычной, предназначенной для мяса.

    Десертные нож, вилка и ложка, имеющие небольшие размеры, как правило, кладутся отдельно за тарелкой, перпендикулярно остальным приборам.

    Нельзя говорить с набитым ртом, класть локти на край стола.

    Недопустимо есть во время произнесения тостов, а также поглощать содержимое бокала или стакана слишком быстро, залпом.

    На фуршете не следует ходить с тарелкой, одновременно поглощая с нее пищу, нельзя набрасываться на еду. Крайне тягостное впечатление производят те, кто сооружает на своей тарелке гору из закусок, так, что они едва не вываливаются через край.

    Хлеб можно брать только рукой, его следует отламывать небольшими кусочками.

    Фрукты, подаваемые на десерт, также аккуратно нарезаются дольками, а не откусываются.

    Нельзя есть с ножа или брать ложкой то, для чего используется вилка.

    Брать на вилку надо столько, сколько может на нее поместиться.

    Если столовый прибор упал на пол, не следует заниматься его поисками, а тем более привлекать к этому окружающих: нужно просто попросить у официанта новый прибор.

    Необходима умеренность в употреблении крепких напитков.

    Неуважением к присутствующим является громкий разговор, смех и вообще чрезмерно вольное поведение.

    Не стоит переговариваться через соседа, через стол, тем более вести разговоры с лицом, сидящим в отдалении за соседним столом.

    Даже светские правила хорошего тона не одобряют появление на приемах дам в брюках и брючных костюмах, а также в чрезмерно коротких юбках; тем менее допустимо это на приемах церковных.

    Вместе с тем им совершенно не обязательно сидеть за столом с покрытой головой — это требование относится, главным образом, к посещению храма.

    Во всех случаях вежливость, умеренность и аккуратность лица, присутствующего на церковном приеме, будут свидетельствовать о нем как о воспитанном человеке.

    НЕКОТОРЫЕ ОТЛИЧИЯ В ТРАДИЦИЯХ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНЫМ ВОСТОКОМ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

    Русская Православная Церковь активно поддерживает контакты с Поместными Православными Церквами. В ходе командировок и паломнических поездок ее клирики часто посещают Православный Восток — Святую Землю, Грецию, Египет. Находясь за границей, священнослужителю необходимо соблюдать определенные правила. В первую очередь это касается внешнего вида.

    Издавна лица, принадлежащие к духовному сословию, носили одежду, соответствующую их сану. В России до 1917 года священнослужители обязаны были появляться в публичных местах в подрясниках и рясах, с наперсными крестами. Но в советской России это стало запрещаться богоборческой властью. Кроме того, приходское духовенство стало носить вне храма гражданскую одежду для того, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, которые из-за господствующего атеистического настроя могли быть агрессивными. Следует подчеркнуть, что первыми от обязательного ношения одежды своего сана избавлялись представители обновленческого духовенства, стремившиеся к «освобождению» от древних традиций Вселенской Церкви.

    Прежде всего необходимо помнить, что в Святой Земле, как и на всем Православном Востоке, принято, чтобы священники не только в храме, но и повсюду появлялись в подряснике и рясе. Поступающие иначе роняют авторитет своей Поместной Церкви и утрачивают уважение к себе со стороны членов местной православной общины. В Греции и на Кипре духовные лица также всегда ходят только в платье, присущем своему сану. Если из-за жаркой погоды священнослужитель облачен лишь в подрясник, ряса должна быть у него в руках. Общепринятый головной убор — скуфия черного цвета. Во внебогослужебное время монашествующие священники носят камилавку, во время богослужений или на официальных мероприятиях на нее сверху надевают наметку. Остальное духовенство в этих случаях должно ходить в камилавках.

    Вместе с тем в некоторых государствах, например в Турции, представителям всех конфессий законодательно запрещено носить духовное платье вне храма. Несмотря на это многие священнослужители, прибывающие в Турцию из-за границы, и на территории этой страны не снимают духовную одежду.

    На православном Востоке священнослужители, преподавая благословение, как правило, не крестят рукой, а дают правую руку для целования или кладут ее на голову лица, испрашивающего благословение. Человека нецерковного священнослужителю вполне позволительно приветствовать обычным рукопожатием.

    Евхаристическое общение между Поместными Православными Церквами предполагает участие клириков Русской Православной Церкви в совместных богослужениях. Если богослужение совершает Предстоятель Поместной Православной Церкви, то он один надевает на службе митру. Все другие архиереи вместо митры надевают клобук. Все сослужащие Патриарху епископы могут быть в митрах только в том случае, если за богослужением совершается епископская хиротония. Исключением является Греция, где все епископы в присутствии архиепископа Афинского всегда служат в митрах. Если служит один архиерей, то митру может носить только он. Все остальные лица, в том числе архимандриты и митрофорные протоиереи, не имеют на это права. В отличие от России архиерейская мантия на Востоке употребляется только красного цвета.

    На православном Востоке нет традиции торжественной встречи Патриарха архиереями, существующей в России. Прибывшие в храм архиереи проходят в алтарь, облачаются и в алтаре ожидают начала Литургии. Гостю — представителю другой Поместной Церкви — при служении предоставляется почетное место, согласно диптиху, если это архиерей. Если это архимандрит или протоиерей, то его место будет одним из первых после епископов данной Поместной Церкви. В любом случае на Востоке приоритет чести принадлежит черному духовенству и белый священник почти никогда не занимает место выше монаха.

    Существуют некоторые различия в порядке совершения богослужений. Утреня всегда совершается только утром. Если служит архиерей, то он, как правило, заходит в храм во время богослужения, после канона, и, не вступая в алтарь, восходит на кафедру, находящуюся с правой стороны храма. Во время произнесения ектений архиереи и пресвитеры могут садиться, но шестопсалмие выслушивают стоя. Традиционно в конце канона архиерей сам поет все катавасии, тогда как у нас в России они исполняются певчими сразу вслед за ирмосами. Облачение архиерея происходит чаще всего в конце утрени и совершается либо в алтаре, либо в центре храма, либо около кафедры (так происходит в монастырях Святой Горы Афон).

    Существует строгий порядок употребления архиереем омофоров: большой омофор используется в самом начале Литургии, до чтения Апостола, в малый омофор архиерей облачается на «Херувимской» и не снимает его до конца службы.

    На Востоке имеет место некоторое сокращение службы по сравнению с нашим русским обиходом. Нередко на утрене, если вслед за ней совершается Литургия, сразу после великого славословия поется тропарь праздника и следует возглас: «Благословенно Царство». Если есть входной стих, то он поется или архиереем, или всем духовенством, а не только возглашается, как принято у нас в России. Малый вход совершается вокруг архиерейской кафедры. Возглас «Господи, спаси благочестивыя» произносится однократно сначала диаконом, затем архиереем, а потом хором. Завершающую фразу возгласа: «И услышины» — произносит диакон, а за ним повторяет хор. Иногда, впрочем, «и услышины» поет сам служащий архиерей или иерей.

    Во время пения «Трисвятого» архиерей осеняет народ дикирием и трикирием на три стороны, произнося каждый раз: «Господи, Господи, призри с Небесе, и виждь...». Сослужащее духовенство между возгласами архиерея поет «Трисвятое» особым протяжным напевом. Во время чтения Евангелия архиерей без омофора стоит с жезлом в руках на солее у Царских врат, лицом к народу. По окончании чтения также с жезлом в руках прикладывается к Евангелию и осеняет верующих трикирием.

    На православном Востоке нередко существенно сокращаются ектений. Часто опускается ектения об оглашенных, но духовенство вычитывает молитвы об оглашенных и верных. Ектения об оглашенных не произносится в Греции и на Кипре, поскольку предполагается, что все население этих государств крещено с детства. Заупокойной ектений в грекоязычных Православных Церквах не существует, подобная ектения — чисто русская традиция. Часто сразу после чтения Евангелия произносится возглас: «Яко да под державою Твоею...»  — и звучит «Херувимская песнь».

    Когда Божественную литургию служит Патриарх, омовение рук совершает не только Предстоятель, но и все остальные сослужащие архиереи по старшинству хиротонии, и каждый из них по умовении рук благословляет народ. При этом часто умовение рук происходит не в царских вратах, как практикуется в России, а на солее. Во время пения «Херувимской» архиерей читает молитву, а затем сам совершает каждение, держа в правой руке кадило, а в левой — жезл (жезл, как правило, бывает без сулка).

    Великий вход совершается не как в России — только по солее, но духовенство с Чашей обходит весь храм по периметру. Старший служащий диакон идет с дискосом, произнося во время этого шествия: «Всех вас — православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии своем...», причем этот возглас может повторяться дважды. На Литургии, совершаемой в иерусалимском Храме Гроба Господня, это поминовение звучит так: «Всех вас, православных христиан, поклонников и служителей Святого Гроба Господня, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

    Если служит Патриарх, то он, принимая Чашу в царских вратах, поминает других Предстоятелей Поместных Церквей по диптиху. Затем передает дискос старшему епископу со словами: «Помяни мя, брат». В свою очередь старший епископ поминает Патриарха. Если служат два архиерея, один из которых является представителем другой Поместной Церкви, то во вторую очередь дискос передается ему и он поминает своего Патриарха. Священнослужитель с дискосом в руках совершает поминовение живущих, с Чашей — умерших. При этом часто называются имена, перечисление которых может занять довольно продолжительное время.

    Во время возгласа: «В первых помяни, Господи» — Патриарх обычно поминает всех сослужащих ему епископов. В ответ ту же молитву с поминовением Предстоятеля возглашают все служащие священники одновременно, а не только лицо, возглавляющее пресвитерский чин. Заамвонная молитва также читается священником, возглавляющим во время служения Литургии пресвитерский чин.

    «Верую» и «Отче наш» народом не поется, а читается (иногда только чтецом). Возглашая: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», — архиерей, стоя лицом к народу, благословляет его не свечами, а руками или сложенным воздухом. «Горе имеем сердца» произносится архиереем, стоящим на солее перед царскими вратами лицом к народу с воздетыми руками. На словах же: «Благодарим Господа» — он поворачивается к престолу, крестится и кланяется.

    Имеются отличия и в совершении центральной части Литургии, когда читается молитва эпиклезы (греч. επικλησις — призывание): «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу...» — и происходит преложение Даров. В русской традиции служащий архиерей или пресвитер читает молитву: «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу...», затем трижды молитву: «Боже, очисти мя грешного», потом тропарь третьего часа, после чего он продолжает чтение молитвы и благословляет Святые Дары.

    В Церквах православного Востока тропарь третьего часа не читается, а в Сербской и Болгарской Церквах он произносится до молитвы эпиклезы. У греков существует практика добавления в Святые Дары вина.








     
    Новые сообщения:
    загрузка...
         
    Для организации праздничного стола:
         
    Занимательные сообщения TL:
         
    Как делать замечательные БУКЕТЫ, ТОРТЫ И КОМПОЗИЦИИ ИЗ КОНФЕТ для подарков и украшения праздничного стола
    Это очень просто и доступно даже подросткам — читайте по порядку все страницы раздела:
         
    Занимательные сообщения:
    загрузка...
         
    Всегда популярные вечные ценности человечества:
         
     
    Самые популярные сейчас разделы:
     
     
     
     
    Для доброго домашнего благополучия:
    Сказки с картинками, стихи, рассказы для малышей и для детей постарше, мультфильмы, фильмы-сказки, развивающие и познавательные материалы, детские блюда с пошаговыми фото для праздников и для улучшения детского аппетита.
    Замечательные рецепты с пошаговыми фото, тематические статьи.
     
     
    СПРАВОЧНЫЕ СТРАНИЦЫ
    ДОМАШНЕГО КУЛИНАРА
     
    ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
    ХОРОШЕЕ ПИТАНИЕ
         Как выбирать продукты в магазине
  • Все пищевые добавки Е
        Особо вредные добавки Е
  • Калорийность продуктов, cодержание белков, жиров, углеводов, свойства алкоголя
  • Витамины
  • Макро– и микроэлементы
  • Как ВАРИТЬ, ЖАРИТЬ, ЗАПЕКАТЬ
    Какая нужна кухонная посуда
  • 500 cоветов домашнему кулинару
  • Хранение продуктов в условиях квартиры
  • Пособие НЕУМЕЮЩИМ ГОТОВИТЬ – простые рецепты ежедневных и праздничных блюд

  • ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ
  • Сервировка стола
  • Оформление праздничного стола
  • Как складывать салфетки
  • ЗА СТОЛОМ – правила этикета
  • ВСЕ О ПРИЕМЕ ГОСТЕЙ
    УКРАШЕНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ БЛЮД
  • Банкетные блюда
  • Фуршетные блюда
    Украшение канапе
  • Праздничные блюда
  • 103 меню праздничного стола
  • Блюда в горшочках
  • Карвинг
  • Food Art – быстро, красиво и вкусно
    Букеты из конфет
  • Букеты из фруктов
    Оформление бутербродов
    Украшение пирогов
  • Изделия из слоеного теста
  • Сдобные булочки
  • Праздничные караваи
  • Пряники и пряничные домики
  • Айсинг
    Кондитерская мастика
  • Марципан
  • Кондитерские кремы
  • Домашние конфеты
  • Новогодняя энциклопедия
  • Как завязывать галстук
  • Как красиво повязать шарф
  • Как красиво завязать бант
  • Как оформить свадебное шампанское и праздничные бутылки
  • Как оформить свадебные бокалы

  • ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕПТЫ
    Быстрые блины, оладьи и пироги на кефире – готовить их не сложнее, чем поджарить яичницу
  • Блины
  • Оладьи
    ПИЦЦЫ, 13 видов теста для пиццы
  • Блюда в микроволновке
  • Блюда в пароварке
    Варёные яйца разные
    Замечательные блюда и гарниры из картофеля
  • Пельмени, кундюмы, вареники
    Каши
  • Пловы
  • Блюда из риса
  • Блюда из молока, молочных продуктов и яиц
  • САЛАТЫ
  • Винегреты
    Майонез, бешамель, соусы разные
    Запеченная рыба
    Шашлыки, маринады для шашлыков
    Замечательные десерты
  • Торты без выпечки
    Как выбирать мёд
  • ВОСТОЧНЫЕ СЛАДОСТИ
  • Домашнее мороженое
    Домашняя выпечка, торты, пироги
  • Жаворонки
  • Поваренное искусство и поварские приклады
  • Книга о вкусной и здоровой пище 1952
  • И МНОГОЕ ДРУГОЕ...

  • НАПИТКИ
  • Компоты, кисели, морсы
  • Чай и чайные церемонии
  • Лечебные и витаминные чаи
  • Кофе горячий, холодный, веселящий
        Кофейные десерты
  • Сбитни
  • Медовые напитки
    Гоголь-моголь
  • Квасы, березовицы, буза

  • Этот прекрасный мир вина
  • Как оценивать и подбирать вино
  • ДОМАШНЕЕ ВИНОДЕЛИЕ
  • Русские богатырские напитки
  • Русские настойки, наливки, ликеры, вина, игристые вина, пасхальное вино
  • Старинные рецепты вина
  • Домашнее пиво
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ САМОГОНА
  • Очистка самогона
  • Приготовление разных водок
  • Рецепты водок, настоек и наливок
  • ИСТОРИЯ ВОДКИ. Мифология водки

  • ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ, КОНСЕРВИРОВАНИЕ
  • Полезные свойства фруктов и ягод
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГРИБОВ
        Определитель грибов

    Сбор и заготовка грибов
         Грибная кулинария
  • Способы консервирования
    Заготовка мяса, сала и птицы
    Колбасы, буженина, карбонад
  • Заготовка рыбы и икры
  • Заготовка плодов, ягод и овощей
  • Весенние заготовки
  • Летние заготовки
  • Осенние заготовки
  • Оригинальные варенья
  • Киемы, бекмесы, джемы, повидло

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУХНИ
    Замечательные рецепты для ежедневного и праздничного стола

    Классические блюда народов мира
  • Кухни народов бывшего СССР
  • Традиции питания в странах мира
    РУССКАЯ КУХНЯ – беспримерные шедевры кулинарии
  • Французская кухня
  • Греческая кухня
  • Большое кулинарное путешествие
  • Грузинская кухня
  • Татарская кухня
  • Украинская кухня
  • И МНОГИЕ ДРУГИЕ...
    А также:
  • Охотничья кухня
  • Рыбацкая кухня
  • Походная кухня

  • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
  • Питание беременной
  • Естественное вскармливание
        Питание кормящей
  • Детские блюда по возрастам
  • Любимые детские блюда
  • Сладкоежка
  • Детское лечебное питание

  • ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК

    Блюда для детского праздника
  • Как организовать и провести детский праздник
  • Как сделать маскарадный костюм
  • Детские игры
  • Сказки и фильмы детям
    ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
     
     
    Die Нeidelbergere Schule der Astrologie
    Гейдельбергская Школа Астрологии
    ГОРОСКОПЫ на каждый день года по знакам зодиака
    Получив ключ к решению предстоящих задач, вы избежите многие неприятности и преодолеете все трудности.
    Ежедневное пользование этими уникальными по точности гороскопами научит вас психологическому совершенству, сделает вашу жизнь и отношения с ближними всегда счастливыми и успешными.
  • Астральная кулинария по знакам зодиака
  • Поздравления по знакам зодиака
     
    ДРУГИЕ ГОРОСКОПЫ:
  • ГОРОСКОП ДРУИДОВ
        Галльский древесный гороскоп
  • КИТАЙСКИЙ ГОРОСКОП
  • ЯПОНСКИЙ ГОРОСКОП
  • РОССИЙСКИЙ ГОРОСКОП
     
    ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ:
  • СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
        Календарь славянских праздников
  • Пантеон славянских Богов
  • КОМОЕДИЦА
        День весеннего равноденствия
        Начало славянского Нового года
  • Словарь русских сказок
  • История Нового года
        Рождество Солнца-младенца
        12 Ночей великого Йоля
  • История Деда Мороза
  • История Снегурочки


  • Новые сообщения:
    R-01
     
    R-02
     
    R-03
    загрузка...
     
     
    РАЗДЕЛЫ ДЛЯ УМНЫХ
    И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
    МУЗЕИ ВСЕГО МИРА — виртуальная экскурсия
  • Выставки в Москве
  • ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ
  • МУЗЫКА — СКАЧАТЬ
  • ФИЛЬМЫ — СКАЧАТЬ
  • СИЛЫ В ПРИРОДЕ — занимательная физика без формул для школьников, студентов и всех любознательных
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ для веселых и любознательных
  • Веселая история России
  • История стекла в истории человечества
  • Исторические кухни
  • А.Дюма. ИСТОРИЯ ЗАСТОЛЬЯ
  • Гиляровский «Москва и москвичи»
    Календарь «Великие СОБЫТИЯ и ОТКРЫТИЯ в истории человечества»
  • ХРОНОЛОГИЯ ФИЗИКИ
  • Справочник РФ
     
    УЧИМСЯ ОБОГАЩАТЬСЯ:
  • 10 самых успешных бизнесов

  • ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ
    Для обретения счастья в жизни необходимы 2 вещи:
    Любовь и Деньги (как у Али-Бабы)
     

  • Курс валют и драгметаллов
        Конвертор валют

  • ПОГОДА ВО ВСЕМ МИРЕ
    Метеопрогнозы:
         – почасовой на 3 дня,
         – на 3-12 дней,
         – на месяц,
         – температура воды.
  • Погода на месяц во всем мире
        Температура воды на курортах
  • Погода во всех странах мира
  • Погода в городах всего Мира
  • Погода в городах России
  • Погода в краях и областях РФ
  • Погода в Крыму и Украине
  • Погода в МОСКВЕ
        Температура воды в водоемах

    ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
  • 217 диет для похудения
  • R-диета — без таблеток, без голода
        Справочные таблицы веса
  • Лечебные диеты — столы 1-15
  • Лечебные диеты при заболеваниях
  • ДЕТСКОЕ ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
    Еда, которая лечит
    Детские диетические столы № 1-16

    ЗДОРОВЬЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ
     
  • МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    «МАТЬ и ДИТЯ» — все необходимые сведения от зачатия до 3-х лет ребёнка
  • Педиатрия. Уход за детьми
  • Словарь медицинских терминов
  • Бенджамин Спок
        «РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ»
  • Януш Корчак
        «КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА»
  • Комаровский Е.О.
        «Начало жизни вашего ребенка»
  • Простые способы укрепления
        иммунитета детей и взрослых
  • Причины иммунопатологий
  • Аллергии
  • Лечение иммунопатологий
  • Прививки и вакцинации
        Законы РФ, календарь прививок
  • Контрацепция – подробно
  • Контрацептивный крем COITIN
  • Геморрой, способы лечения
    Домашний САЛОН КРАСОТЫ
    Рецепты красоты
    Многие косметические средства, приготовленные самостоятельно, значительно эффективнее продающихся в магазинах.
    Только нестойкость в хранении препятствует их поставкам в торговую сеть.
     
  • ДОМАШНЯЯ КОСМЕТОЛОГИЯ — уникальные по эффективности рецепты и советы косметологов
  • Проблемные ногти
        Вросший ноготь — исправление
  • Забота о глазах
    Как улучшить зрение
  • КЕФИРНАЯ КОСМЕТИКА
     
    Домашний мастер-класс
    МАНИКЮР, ПЕДИКЮР, НЭЙЛ-АРТ
  • 12 уроков мастер-класса
     
     
    РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ
    в спасение своей замечательной бессмертной души
    Духовно устремляемся в Господние Райские Кущи у Подножия Небесного Престола, что не от мира сего.
     
  • ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ
  • БИБЛИЯ. Синодальный перевод.
        Полный текст с иллюстрациями

        — Ветхий Завет
        — Новый Завет
        — Псалтирь, псалмы 1-151
  • ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
         Богослужебный канон
         Символ Веры
         Десять Заповедей Моисеевых
         Какие бывают грехи в христианстве
         Как живут в православном Раю
         Святые молитвы
         Правила поведения в Храме
         Церковные требы
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
        — православные посты и праздники
  • Православная кухня на каждый день года
  • Что надо знать православному:
        138 ВОПРОСОВ и ОТВЕТОВ
  • 1400 советов св. отцов церкви
  • Блюда российских монастырей
  • Справочник рецептов постных блюд
        — без масла
        — с растительным маслом
     
    Рецепты постных блюд без масла и с постным маслом см.: ЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬ
     
  • Душеполезное чтение
  • Рождественский пост
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ
  • Рекомендуемое РПЦ чтение
        на каждый день Великого поста
  • ПАСХА — праздник праздников и торжество торжеств
  • Петровский пост
  • Успенский пост
  • ПОЛНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ИМЕНИН
    Календарь содержит все именины:
    — вселенских святых,
    — русских святых,
    — новопрославленных святых,
    — местночтимых святых, почитающихся в разных епархиях РПЦ.
  • Полный православный ИМЕНОСЛОВ
        История и значение имен
  • Правило Серафима Соровского
        Тайные молитвы семи Архангелам
        Ангелология
  • Евангельские версии отцов Христа
  • ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ХРИСТИАНСТВА:
        Кто воскресил Христа?
        Тайна Марии Магдалины
  • О Божественной мудрости устройства мира. Когда следует ожидать Второе Пришествие Христа
  • КАТОЛИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
        Католическая церковь
        Католические традиции

     
     
    ПОЧИТАТЕЛЯМ АЛЛАХА ВЕЛИКОГО И ВСЕМОГУЩЕГО
  • МУСУЛЬМАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
  • МУСУЛЬМАНСКАЯ КУХНЯ
        Мусульманские праздники
  • Краткая история мусульманства
  • Татарская кухня. Татарские обычаи
  • РЕЛИГИИ МИРА
  • Базовые сведения о религиях, религиозных учениях и священных книгах.


    Баллада
    о SuperCook.ru
     
     
    SUPERCOOK (суперповар) - произносится "СУПЕРКУК"
     
    Я в голову лишних
                                     проблем не беру —
    Для этого есть
                                SUPERCOOK точка RU.
    Помощник по дому,
                                        на кухне, в семье,
    Он быстро поможет
                                            всегда и везде.
    А если внезапно
                                        случится недуг —
    И тут на подмогу
                                   придет SUPERCOOK.
    И даже
                      в семейном бюджете дыру
    Поможет закрыть
                                SUPERCOOK точка RU.
    Расширит познанья,
                               даст правильный курс
    Великий могучий
                                     российский Ресурс.
    Ты можешь всю жизнь
                           в интернете блуждать —
    Полезней ресурса
                                          тебе не сыскать!


        






     

    ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?  Уникальные по точности гороскопы Гейдельбергской школы астрологии по знакам зодиака на каждый день года.
    Точное знание предстоящего позволяет успешно парировать все нежелательные внешние воздействия и иметь блестящий успех в любых обстоятельствах.
    Получив ключ к решению предстоящих задач, вы избежите многие неприятности и успешно преодолеете все трудности.

    КОЗЕРОГ
    Capricornus
    22.XII–20.I
    ВОДОЛЕЙ
    Aquarius
    21.I–19.II
    РЫБЫ
    Pisces
    20.II–20.III
    ОВЕН
    Aries
    21.III–20.IV
    ТЕЛЕЦ
    Taurus
    21.IV–21.V
    БЛИЗНЕЦЫ
    Gemini
    22.V–21.VI
    РАК
    Cancer
    22.VI–22.VII
    ЛЕВ
    Leo
    23.VII–23.VIII
    ДЕВА
    Virgo
    24.VIII–23.IX
    ВЕСЫ
    Libra
    24.IX–23.X
    СКОРПИОН
    Scorpius
    24.X–22.XI
    СТРЕЛЕЦ
    Sagittarius
    23.XI–21.XII


    20-23 декабря – так называемые "Дни Змеи", когда Солнце проходит 13-е зодиакальное созвездие Змееносца.
    На эти даты приходится Ночь зимнего солнцестояния – самая долгая ночь в году (2-я Ночь великого Йоля).


    Звёзды готовят нам судьбу, а мы готовим вкусные блюда!
    Хорошее вкусное питание резко повышает качество жизни, улучшает настроение и способствует осуществлению всех надежд.
    На ваш выбор 180 тысяч замечательных рецептов и украшений блюд.

    Главная страница SuperCook.ru   |   Сервировка стола, салфетки   |   Украшение блюд — замечательные праздничные рецепты   |   Быстрые блины и оладьи на кефире
    Домашняя выпечка, кремы   |   Пиццы, 13 видов теста для пиццы   |   Лучшие блюда и гарниры из картофеля   |   Шашлыки   |   Оригинальные украшения бутербродов
    Карвинг — резьба по овощам   |   Букеты и композии из конфет   |   Детские блюда, детский праздник   |   Постные блюда   |   и еще много-много всего вкусного
    Разные полезные сведения:
    Как завязывать галстук   |   Как повязывать шарф   |   Как завязывать красивые банты   |   Как оформить свадебное шампанское и праздничные бутылки   |   Как оформить свадебные бокалы
    Как принимать гостей. Правила этикета   |   Музеи всего мира   |   Хранение продуктов в условиях квартиры   |   Кулинария для начинающих   |   Сказки с картинками   |   и многое другое
    Сведения для верующих:
    Полный календарь именин   |   Православный именослов   |   Церковный календарь, как вести себя в церкви   |   Что должен знать православный христианин: 138 вопросов и ответов
    Постные блюда для мирян и постные блюда для монашествующих   |   Справочник рецептов постных блюд   |   Блюда российских монастырей   |   Православные обычаи и традиции
    Католический календарь   |   Мусульманский календарь   |   Мусульманская кухня   |   Религии мира, вероучительные и богослужебные книги разных религий
     

    Как стать счастливым?

     
     
     
    Rambler's Top100 Rambler's Top100
     
    Счетчик тИЦ и PR тИЦ и PR сайта supercook.ru