Славянские руны. Рунический алфавит

  Русский Национальный Ресурс 
      Украшение блюд
      Букеты из конфет
      Детский праздник
 

 
 
 

Русский Национальный Ресурс
 
Страницы раздела
Русские обычаи
и традиции
 
СЛОВАРИ РУССКИХ МИФОВ И СКАЗОК
  • Словарь русских мифов
    Приложения к странице:
    - О русских народных сказках
    - О детских сказках
    - Славянское язычество
    - Характеристики некоторых персонажей мифологии древних славян
  • Словарь русских богов
    Приложения к странице:
    - Проблемы изучения язычества на Руси
    - Языческие верования древних славян
    - Г.А.Глинка «Древняя религия славян»
  • Словарь мифических богатырей
  • Словарь мифических дев
  • Словарь мифических змеев
  • Словарь духов и нежити
  • Словарь вещунов
  • Славянский языческий календарь
         Славянские языческие праздники
         Круг Сварога
  • Волхвы и друиды
  • Славянские руны
         Славянский рунический алфавит
  • Славянский алфавит
  • Новый год
         История Нового года
  • Дед Мороз (Морозко)
         История Деда Мороза
  • Снегурочка (Снегурка)
         История Снегурочки
     
    СЛАВЯНСКИЕ ОБЫЧАИ И ВНЕДРЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУСИ
  • Три Масленицы на Руси:
    древняя языческая Комоедица, церковная Сырная седмица и народная Масленица.
    - 4 великих языческих солнечных праздника
    - Масленичная неделя - подробно
    - Масленица у народов мира
    - Традиционные славянские имена
    - Словарик "Родство через брак у русских" (девери, шурины, невестки, золовки и т.д.)
     

    РУССКИЕ ЗАСТОЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ
  • Из истории русской кухни
  • Традиции праздничного застолья
     

    РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ
  • Двунадесятые праздники.
    Четыре великих праздника.
  • Календари православных праздников и постов. Молитвы
  • Обычаи российских монастырей
  • Душеполезное чтение
  • Православные ОБЫЧАИ и ТРАДИЦИИ
  • Что надо знать православному: 138 ВОПРОСОВ и ОТВЕТОВ
  • Постные блюда
  • ПОЛНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИМЕНОСЛОВ
  • ИМЕНИНЫ. Полный календарь именин, повереный материалами Московской патриархии. Сведения о христианстве
     

    ХРИСТИАНСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ
  • Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Христианское богословие
  • Христианская мораль
  • Христианский культ
  • Библия
  • Христианские вероучительные и богослужебные книги
     
    Психология верующих
  • Особенности религиозной психологии
  • Религиозная вера
     
    Мистика в прошлом и настоящем
  • О содержании понятия "мистика"
  • Краткий очерк истории мистики
  • Спиритизм
  • Теософия
  • Антропософия
  • Мантика
  • Чародейство
  • Мистика в наши дни
  •  
    * * * * *
     
    * * * * *
     
     
    Новые сообщения:
    L-01
    загрузка...
     
    L-02
    загрузка...
     
    L-03
     
    L-04
     
    L-05
     
    L-06
     
     
         

    Раздел: Русские обычаи и традиции
    10-я cтраница раздела

    Глава «Словари русских мифов и сказок»
    Славянские руны
    Рунический алфавит


        Руны древних славян были знаками письменности, но в понимании волхвов рунические значки имели еще и особый тайный магический смысл, потому применялись для некоторых видов гаданий (гадания на рунах) и колдовства. До нас дошли 18 славянских рун. Сколько их было всего — никто не знает.
        Сейчас сведений о «магическом значении» рун имеется много больше, чем о славянских рунических текстах. Эти сведения мало связаны с исчезнувшими знаниями волхвов, т.к. в более поздние времена значительно дополнялись и переосмыслялись разными «колдунами», включая наших современных, которые нынче стали многочисленнее, чем в прежние языческие времена.


    Мир
    М

    Чернобог
    Ц, Ч

    Алатырь
    А

    Радуга
    Р

    Нужда
    Н

    Крада
    Г, К

    Треба
    Т

    Сила
    С

    Есть
    Е

    Ветер
    В

    Берегиня
    Б

    Уд
    У

    Леля
    Л

    Рок
    Х

    Опора
    О

    Даждьбог
    Д

    Перун
    П

    Исток
    И

    «Магический смысл» славянских рун в современном понимании нынешних российских колдунов, получивших государственные сертификаты Российской Федерации на истинность их колдовства.
    Примечание. В нынешней РФ от прежних 1,2 млн научных сотрудников осталось около 400 тыс. (наиболее разумные и знающие ученые убежали от российской реальности за границу), зато появилось уже более 300 тыс. сертифицированных колдунов, астрологов, ясновидцев, экстрасенсов и народных целителей.

         Мир
    Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.
         Чернобог
    В противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.
         Алатырь
    Руна Алатырь — это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.
         Радуга
    Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога — это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога — это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула: "Делай, что хочешь, и будь, что будет" могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны:стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.
         Нужда
    Руна Вия — бога Нави, Нижнего Мира. Это — руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.
         Крада
    Славянское слово "Крада" означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада — это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного — того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада — очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.
         Треба
    Руна Воина Духа. Значение славянского слова "Треба" — жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.
         Сила
    Сила — достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой — один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.
         Есть
    Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву — расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.
         Ветер
    Это — руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.
         Берегиня
    Берегиня в славянской традиции — женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.
         Уд
    Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово "Уд") связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.
         Леля
    Руна связана со стихией воды, а конкретно — Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля — это руна интуиции, Знания вне Разума, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
         Рок
    Это — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.
    Эта руна единственная стала буквой нашего современного алфавита. А наша буква П, похожая на руну "Перун", — это греческая "пи".
         Опора
    Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора — это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.
         Даждьбог
    Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога — рог изобилия, или, в более древней форме — котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также — удачное завершение какого-либо дела.
         Перун
    Руна Перуна — бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, — могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.
         Исток
    Для верного понимания этой руны следует знать, что Лёд — одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока (руна Льда) означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако, следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) — так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.

    О славянской рунической письменности

        Пеpвые доводы в пользy сyществования древнего славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале XIX столетия; некотоpые из пpиводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к "pyнице", некотоpые оказались пpосто несостоятельными. Ряд доводов сохpаняет силy до сих поp.
        Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей, yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные "особыми", негеpманскими pyнами. Было бы совеpшенно абсypдно пpедполагать, что Титмаp, бyдyчи человеком обpазованным, мог бы не yзнать стандаpтные младшие скандинавские pyны, если бы имена богов на идолах были бы начеpтаны ими.
        Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоpя о славянах конца I-го тысячелетия, yказывает на сyществование y них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись). В чешской песне "Сyд Любyши", сохpанившейся в списке IX века, yпоминаются "дески пpавдодатне" - законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.
        Hа сyществование y древних славян pyнического письма yказывают и многие аpхеологические данные. Дpевнейшими из них являются находки кеpамики с фpагментами надписей, пpинадлежащей чеpняховской аpхеологической кyльтypе, однозначно связанной со славянами и датиpyемой I-IV веками н.э. Уже тpидцать лет томy назад знаки на этих находках были опpеделены как следы письменности.
        Пpимеpом "чеpняховского" славянского pyнического письма могyт послyжить обломки кеpамики из pаскопок y села Лепесовка (южная Волынь) или глиняный чеpепок из Рипнева, относящийся к той же чеpняховской кyльтypе и пpедставляющий собой, веpоятно, осколок сосyда. Знаки, pазличимые на чеpепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фpагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифpовка надписи.
        В целом, кеpамика чеpняховской кyльтypы дает весьма интеpесный, но слишком скyдный для осyществления дешифpовки матеpиал. Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе). Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков. Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтению, несмотpя на то, что попытки дешифpовки были пpедпpиняты. Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической. Сходство есть, и не только сходство - половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами Фyтаpка (Скандинавия). Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз - pомб, поставленный на веpшинy.
        Дpyгyю - более позднюю - гpyппy свидетельств пpименения славянами pyнического письма обpазyют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников пpежде всего yкажем на так называемые Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше.
        Еще одним - поистине yникальным - памятником "балтийской" славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского хpама Радегаста в Ретpе.
        Как и pyны скандинавских и континентальных геpманцев, славянские pyны восходят, сyдя по всемy, к севеpоиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных ваpиантов альпийской письменности, котоpой владели, помимо севеpных этpyсков, живyщие по соседствy славянские и кельтские племена. Вопpос о том, какими именно пyтями италийское письмо было пpинесено в поздние славянские pегионы, остается на данный момент полностью откpытым, pавно как и вопpос о взаимовлиянии славянской и геpманской pyники.

    О рунической культуре

        Рyническyю кyльтypy следyет понимать гоpаздо шиpе, чем элементаpные навыки письменности - это целый кyльтypный пласт, охватывающий и мифологию, и языческую pелигию, и опpеделенные аспекты магического искyсства.
        Уже в Этpypии и Венеции (землях этpyсков и венедов) к алфавитy относились как к объектy, имеющемy божественное пpоисхождение и могyщемy оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствyют, напpимеp, находки в этpyсских погpебениях табличек с пеpечислением алфавитных знаков. Это - пpостейший вид pyнической магии, pаспpостpаненный и на Севеpо-Западе Евpопы.
        Говоpя о дpевнеславянской pyнической письменности, нельзя не затpонyть вопpос о сyществовании дpевнеславянской pyнической кyльтypы в целом.
        Владели этой кyльтypой славяне языческих вpемен; сохpанялась она, сyдя по всемy, и в эпохy "двоевеpия" (одновpеменного сyществования на Рyси хpистианства и язычества - X-XVI века).
        Пpекpасный томy пpимеp - шиpочайшее использование славянами pyны Фpейpа - Ингyз. Дpyгой пpимеp - одно из замечательных вятических височных колец XII века. Hа его лопастях выгpавиpованы знаки - это еще одна pyна. Тpетьи от кpаев лопасти несyт изобpажение pyны Альгиз, а центpальная лопасть - сдвоенное изобpажение той же pyны.
        Как и pyна Фpейpа, pyна Альгиз впеpвые появилась в составе Фyтаpка; без изменений пpосyществовала она около тысячелетия и вошла во все pyнические алфавиты, кpоме поздних шведско-ноpвежских, в магических целях не пpименявшихся (около X века). Изобpажение этой pyны на височном кольце не слyчайно. Рyна Альгиз - это pyна защиты, одно из ее магических свойств - защита от чyжого колдовства и злой воли окpyжающих. Использование pyны Альгиз славянами и их пpедками имеет очень дpевнюю истоpию. В дpевности часто соединяли четыpе pyны Альгиз так, что обpазовывался двенадцатиконечный кpест, имеющий, видимо, те же фyнкции, что и сама pyна.
        Вместе с тем следyет отметить, подобные магические символы могyт появляться y pазных наpодов и независимо дpyг от дpyга. Пpимеpом томy может послyжить, напpимеp, бpонзовая моpдовская бляха конца I-го тысячелетия н.э. из Аpмиевского могильника.
        Одним из так называемых неалфавитных pyнических знаков является свастика, как четыpех-, так и тpехветвевая. Изобpажения свастики в славянском миpе встpечаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно - свастика, символ огня и, в опpеделенных слyчаях, плодоpодия, - знак слишком "мощный" и слишком значительный для шиpокого использования.
        Как и двенадцатиконечный кpест, свастикy можно встpетить и y саpматов, и скифов, и у народов Востока, и у индийцев (в Индии она широко применяется и в наше время). Во всех индоевропейских культурах свастика с концами, направленными против хода часовой стрелки (в положительном направлении вращения по современным геометрическим понятиям), понималась как "свастика созидания", а по ходу стрелки (т.е. в отрицательном направлении) - "свастика разрушения". Взаимодействие "созидания" и "разрушения" определяло ход всего происходящего.
        Чpезвычайный интеpес пpедставляет единственное в своем pоде височное кольцо, опять же вятическое. Hа его лопастях выгpавиpовано сpазy несколько pазличных знаков - это целая коллекция символов дpевней славянской магии. Центpальная лопасть несет несколько видоизмененнyю pyнy Ингyз, пеpвые лепестки от центpа - изобpажение, ясное еще не вполне. Hа втоpые от центpа лепестки нанесен двенадцатиконечный кpест, являющийся, скоpее всего, модификацией кpеста из четыpех pyн Альгиз. И, наконец, кpайние лепестки несyт изобpажение свастики. Что ж, мастер, pаботавший над этим кольцом, постарался создать "могyчий" талисман.

    Литература
    А.Платов «Славянские руны», - М.: Гелиос, 2001
    Мифология древнего мира, - М.: Белфакс, 2002
    Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», - М.: Русское слово, 1997
    В.Калашников «Боги древних славян», - М.: Белый город, 2003

    Антон Платов
    СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ:
    ДВА ВЕКА ИССЛЕДОВАНИЙ

    Не позднее самого начала X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: "прежде убо словене не имеху писъменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще..." С комментария к этим древним строкам традиционно начинаются почти все современные работы, посвященные дохристианской письменности славян. Но сколь бы ни многочисленны были такого рода комментарии, избежать анализа слов Храбра в данном очерке невозможно.

    Начнем с самого спорного, с глагола чьтеху, трактовка которого вызывает столько разногласий (перевод второго глагола во фразе - гатааху - сомнений не вызывает: гадали). Возможны, как полагается, два варианта перевода: читали и считали. Современные авторы, в большинстве своем, склоняются к придаче глаголу чьтеху значения считали. Действительно, к этому есть определенные доводы. Так, например, известны южно- и восточнославянские системы счета с использованием своеобразных насечек (черт или рез) на специальных палочках, описанных многими исследователями [1]. Другой довод в пользу прочтения считали выглядит не менее логичным и еще более веским. Действительно, если допустить значение читали, то как же поним ать предшествующее замечание Храбра о том, что словене не имеху письменъ?

    Следует помнить, что слова Храбра сохранились не в одном, а в нескольких списках. При этом лишь в Московском и Чудовском списках сказания мы встречаем "не имели письмен", но в остальных - Савинском, Лаврентьевском и Хилендарском - "не имели книг" [2]. Это придает словам Храбра совершенно иное значение и полностью опровергает второй довод сторонников варианта считали: ведь вполне возможно писать и читать, но составлять при этом книг в европейском смысле этого слова.

    Далее, если мы обратимся сугубо к лингвистике, то увидим, что разница между славянскими глаголами читать и считать не имеет в этом отношении принципиального значения, уже хотя бы потому, что оба глагола содержат одну и ту же древнюю основу, звучащую также в глаголе чтить, почитать. Более того, в большинстве древних письменностей собственно письмо и числовые записи осуществлялись одними и теми же знаками (латинское письмо, раннее кириллическое и т.д.).

    Учитывая все сказанное, многие современные авторы склоняются сейчас к новому, несколько отличному от устоявшегося, мнению по поводу пресловутых слов черноризца Храбра. Вероятно, болгарский монах все-таки имел в виду существование некой письменной системы "черт и рез", но констатировал отсутствие - по крайней мере, на его взгляд - славянских книг, выполненных в этой системе письма.

    Первые доводы в пользу существования славянской дохристианской письменности были выдвинуты еще в начале - середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к системе "черт и рез", некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор. Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который при описании славянского храма Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные "особыми", негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фадлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись). В чешской песне "Суд Любуши", сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне - законы, записанные на деревянных досках некими письменами.

    При исследовании дохристианской письменности у славян необходимо также учитывать отмеченный еще болгарским ученым Е.Георгиевым факт совпадения корней, связанных с чтением и письмом во всех славянских языках:

    "Слова pьsati, citati, pisьmo, kъniga и другие общи для всех славянских языков, и это показывает, что славяне были знакомы с фактом чтения и писания и очень давно, еще прежде, чем зажить самостоятельной жизнью в новосозданных славянских державах, по меньшей мере "читали" и "писали" свои "черты" и "резы", о которых говорит древнеболгарский писатель Черноризец Храбр, но, вероятно, и более того" [3].

    Таким образом, сам факт существования докириллической письменности у славян можно, несмотря на многочисленные выпады противников данного мнения, считать бесспорным. Это следует и из приведенных выше соображений, и из анализа материальных (в том числе - археологических) памятников, часть которых, имеющая на наш взгляд отношение к славянским рунам, будет рассмотрена нами ниже. В свое время это мнение разделял такой авторитетнейший российский историк, как В.Н.Татищев, написавший в своей "Истории российской" следующие слова: "Другие того дивняе, что сказуют, якобы на Руси до Владимира никакого письма не имели, следовательно, древних дел писать не могли... Подлинно же славяне задолго до Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели, в чем нам многая древния писатели свидетельствуют и во-первых, что обсче о всех славянах сказуется" [4]. Заканчивая это небольшое вступление, укажем дополнительно, что факт существования у славян докириллической письменности подтвержден ныне рядом исследователей [5].

    Обращаясь собственно к теме данной статьи - к славянским рунам, - следует отметить, что на протяжении последних двух тысячелетий существовала не одна (какая бы то ни было) система славянского письма, но несколько таких систем, развивавшихся независимо и принципиально отличающихся друг от друга. Одной из таких систем была собственно руническая письменность. В качестве примера другой, независимой системы письма можно привести письменность, исследованную М.Л.Серяковым и названную им "исконной русской". Этот автор рассматривает целый ряд памятников, выполненных, по его мнению, одними и теми же знаками, родственными древнеиндийскому письму Брахми [6]. В целом выводы М.Л.Серякова выглядят весьма правдоподобными, хотя и заслуживают определенной критики - прежде всего в отношении определения типологии того или иного археографического памятника и в отношении неуказания возможных путей развития исследованной письменности и ее возможных аналогов.

    Теперь мы переходим к рассмотрению самих славянских рун, и прежде проясним вопрос о происхождении самого термина, означающего литеры рунического письма.

    Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским runa -тайна и др.-нем. глаголом runen(совр. нем. raunen) в значении шептать [7]. Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт, run, ср.-валл. rhin со значением шепот, шептать; совр. ирл. run - тайна; шотл.-гэльск. run - жребий [8]. Практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX - начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.

    Так, пытался в свое время связать слово руна с серб, gronic - говорить польский славист А.Кухарский. Против такого толкования равно выступали В.Цыбульский и И.Ягич, находя его "сумасбродным". А вот против более позднего предположения Д.Жунковича [9] ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии. В свое время мне довелось придти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, почти независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна [10]. В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр. рилля - борозда. По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути - резать и существительное руна, означающее прорез, борозда, ...РЕЗА. Не этими ли резами чътеху и гатааху древние славяне?

    Любопытно, что основа run/ran со значением резать, ранить была известна и древним германцам, -и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи. Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как "пронзающий", "наносящий ранения", "ранящий" [11].

    Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением резать (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение тайна, говорить в тишине - вторично и связано с магическим применением древних резаных знаков, древних рун.

    Существует целый ряд письменных и иных косвенных свидетельств существования дохристианской письменности у славян и в том числе письменности рунической. Однако единственными прямыми свидетельствами могут все-таки служить лишь сами памятники славянского рунического письма. Странным образом сложилось так, что все исследователи славянской школы рунического искусства на протяжении почти двух столетий непременно попадали в один из двух враждующих лагерей, представители одного из которых отвергали все доводы в пользу славянских рун и все предметы с рунами, отличающимися от Футарка, объявляли подделкой (Ягич и др.), а представители противоположного лагеря - любую царапину на археологических находках истолковывали как славянские руны (Классен, Воланский и др.). Разумеется, подобный максимализм обеих враждующих сторон ни в коем случае не мог привести к установлению истины. Более того, подобная ситуация сохраняется и поныне, когда одни исследователи брезгливо морщатся при упоминании о докириллической письменности славян, а другие - читают на современном русском без разбору все надписи всех времен и народов - от знаков на печатях Хараппы до латинских эпитафий на римских надгробиях.

    Так, Классен вслед за Воланским объявляет древними славянскими рунами знаки италийских (в том числе - этрусского) алфавитов и в трех выпусках своих "Новых материалов к истории..." приводит славянское прочтение многих десятков надписей с Италийского полуострова [12]. Наивность и необоснованность трактовок Воланского и Классенa могла бы вызвать умиление, если бы их публикации не вводили многих в заблуждение до настоящего времени. В то же время Ягич в своей большой работе "Вопрос о рунах у славян" [13] излагает настолько негативный взгляд на проблему славянских рун, что вся западнославянская археологическая наука XIX -начала XX веков невольно представляется коллекционированием и описанием бесчисленных подделок.

    Все это наводит на мысль о необходимости трезвого непредвзятого анализа существующих к настоящему времени памятников, могущих иметь отношение к славянской школе рунического искусства, само существование которой вряд ли может вызвать сомнение [14].

    Стремясь сохранить здесь нейтральную позицию по отношению к двухсотлетнему спору между сторонниками и противниками существования славянской рунической культуры, мы не делаем никаких окончательных выводов - кроме принципиального вывода о самом существовании славянских рун. Кроме того, мы намеренно не предпринимаем никаких попыток дешифровки надписей, дабы не увлечься и не поддаться соблазну построить нечто из ничего [15]. Далее, мы оставляем в стороне такие источники, как Велесова Книга и Боянов Гимн, по двум причинам: из-за отсутствия на данный момент прямых доказательств их подлинности, и из-за отсутствия ясности, можем ли мы относить памятники письменности этого типа (если они являются подлинными) к руническим.

    Итак, мы приступаем к описанию памятников славянского рунического искусства - искусства, поскольку самое письмо (тем более письмо символами священными, каковыми традиционно почитаются руны) всегда полагалось таковым в традиционной культуре Европы.

    Древнейшие из известных нам памятников этого искусства относятся к черняховской археологической культуре и датируются приблизительно II-IV веками н.э. Эти памятники образуют своеобразную и обособленную группу, четко выделяемую по материалом археологических раскопок Рыбакова (шестидесятые годы), Тихановой (1957-1962 годы) и других исследователей на территории распространения черняховской культуры. Некоторые памятники определяются как предположительно рунические самими руководителями полевых работ [16], другие представляются весьма сомнительными.

    К числу несомненно рунических относятся, например, знаки на обломках керамики из раскопок у с.Лепесовка, опубликованных М.А.Тихановой; того мнения, что данные знаки являются следами письменности, придерживался, кроме того, и известный румынский археолог Б.Митря. Другой пример - знаменитый "рипневский фрагмент" - осколок керамики из-под Рипнева, несущий надпись, вероятно, руническую и опубликованный в фундаментальном двадцатитомном издании "Археология СССР" [17].

    Таким образом, само существование рунической культуры у Черняховских племен следует считать установленным фактом. Другое дело, что целым рядом исследователей (М.А.Тиханова, М.Л.Серяков и др.) эта письменность приписывается не славянам, но германцам, и прежде всего готам. Да, действительно, готы в своей миграции достигали территории распространения черняховской культуры и вполне могли оказать некоторое влияние на этногенез Черняховских племен, но доводы, представляемые в пользу германского происхождения черняховской письменности, по меньшей мере, странны. Логика этих доводов такова: черняховские руны являются германскими постольку, поскольку германцами являются сами черняховцы; последнее же выводится из того, что они пользовались германскими рунами, которые являются германскими потому.., и так далее, по замкнутому кругу. И это несмотря на то, что уже академиком Б.А.Рыбаковым была в свое время показана несостоятельность версии готского происхождения Черняховской культуры, относимой этим выдающимся исследователем к кругу важнейших праславянс-ких культур начала-середины I тысячелетия н.э.

    Несколько более поздними можно, вероятно, считать памятники условно определяемой "среднеевропейской" группы. В отличие от археографических памятников Черняховской культуры, представляющих собой предметы, обретенные в результате раскопок, группа памятников средней Европы образуется, в основном, наскальными надписями, обнаруженными в разное время и описанными разными авторами.

    Так, например, Жункович упоминает восемь словацких наскальных рунических надписей, известных уже в начале XX века, но к моменту выхода его работы (1918) еще не изученных [18]. Еще одну надпись - Велестурскую, обнаруженную в Южной Словакии близ слияния Вага и Туроча, неподалеку от Велестура, упоминают и Жункович [19], и Ружичка [20].

    К этой же, возможно, группе памятников славянского рунического письма принадлежат и знаменитые Шутгардские (Шутерадские) надписи. Первая из них ("большая" Шутгардская или Ситская надпись) была обнаружена в 1928 году близ села Ситово, неподалеку от руин древнего Шутгарда. Первое описание надписи принадлежит секретарю археологического общества в Пловдиве Пееву: "При внимательном осмотре южной стены пещеры (стена представляет собой почти отвесную скалу) мы обнаружили, что примерно в двух метрах от пола высечена гладкая отшлифованная полоса шириной от 23 до 30 см и длиной 260 см. На этой полосе выдолблены какие-то загадочные знаки. Без сомнения, надпись сделана рукою человека. Знаки напоминают так называемые рунические письмена, которыми пользовались древнегерманские народы..." Расшифровать надпись Пееву не удалось.

    Следующая попытка дешифровки была предпринята в начале пятидесятых годов академиком Гошевым. По его мнению, надпись была выполнена мастерами славянского племени рунхинов; начало надписи Гошев переводил как "Я, князь рунхинов..." К сожалению, Гошев не успел закончить труд по дешифровке и переводу надписи.

    Впоследствии попытки чтения надписи предпринимались неоднократно. В качестве примера приведем перевод надписи, принадлежащий проф. Титову: "В 6050 году (542 г. н.э.) учил язык и старинные писать, князь (?) елания из Весланида (предположительно - Фессалоник)". Однако ни этот, ни другие варианты прочтения и перевода надписи не кажутся нам хотя бы в какой-то степени убедительными.

    Малая Шутгардская (Ситская) надпись была обнаружена Пеевым в той же пещере, что и предыдущая. Из его отчета: "восточная стена пещеры представляет собой огромный каменный блок. Здесь мы также обнаружили надпись высотой 23 см и длиной 80 см." Как и первая, надпись не дешифрована.

    Интереснейшую локальную группу памятников рунического письма, датируемых концом XI - началом XIV веков, образуют памятники, собранные при проведении археологических раскопок в Витебской области Белоруссии на городище Масковичи. В настоящее время большинство этих памятников хранится в частных коллекциях в Москве. Весьма фрагментарно эти памятники были опубликованы Л.В.Ду-чиц и Е.А.Мельниковой в "Древнейших государствах..." за 1980 г [21]. Несколько большее количество памятников этой группы было опубликовано нами в 6-м выпуске "Мифов и магии индоевропейцев" [22].

    Большинство этих памятников представляет собой предметы из кости (реже - дерева) с нанесенными на них надписями явно рунического начертания. Попытки дешифровки надписей, сделанные исходя из довольно спорного предположения об их германском происхождении, результатов не дали. В целом, мы считаем надписи явно славянскими; такого же мнения придерживаются и многие белорусские археологи и историки - например, А.А.Дучков, которому мы благодарны за предоставленные материалы по раскопкам в Масковичах.

    Рунические надписи. 1. Белоруссия. 2-3. Россия. 4-5. Польша. 6. Рунический строй из труда Арнкиля, XVII в.

    Обратимся, наконец, к самой, пожалуй, многочисленной и известной группе памятников славянского рунического письма, так называемым "вендским" рунам, распространенным у западных (балтийских) славян.

    К этой группе мы относим обнаруженные на землях западно-славянского племени лютичей Микоржин-ские рунические камни, уже описанные нами культовые изображения из храма Радегаста в Ретре [23] и ряд других памятников. Название группы образовано от Venda Runis, т.е. "вендские руны", что можно встретить в скандинавских источниках.

    Объединять в одну группу столь различные по своему характеру памятники нас побуждает не только привязка их к одной территории и к одной этнической общности, но и более важная причина - сходство использованных алфавитов. Во-первых, все знаки микоржинских надписей находят себе соответствия среди ретринских рун (см. таблицу), причем, две руны (№№ 1 и 19), содержащиеся как в надписях на Микоржинских камнях, так и в надписях на культовых предметах из Ретры, отсутствуют в любых других распространенных рунических алфавитах. Во-вторых, количество символов, использованных в ретринских надписях (25-30), совпадает с предполагаемым количеством рун в микоржинском алфавите. Кроме того, необходимо, вероятно, отметить любопытный факт: изображение на Микоржинском камне №1 почти повторяет изображение №14 из опубликованной нами коллекции ретринских предметов.

    Ягич в упомянутой уже работе объявляет подделками все известные ему памятники этой группы. В распоряжении Ягича находился труд М.Т.Арнкиля (Arnkiel, 1691), нам, к сожалению, недоступный. По словам Ягича, Арнкиль не затрагивает вопрос о славянских рунах, но приводит список уникального германского рунического строя, содержащего ретринские руны №№ 2 и 19. Полагая появление этих рун в строе Арнкиля результатом ошибки гравера (?), Ягич делает вывод о том, что эти "неправильные" руны были использованы фальсификаторами всех памятников вендской группы, что, якобы, и подтверждает их подложность. Однако нам кажется странным предположение об "ошибке" гравера Арнкиля, и мы, со своей стороны, склонны считать наличие ретринских рун №№ 2 и 19 в строе Арнкиля дополнительным косвенным свидетельством в пользу подлинности самих надписей. Следует также упомянуть, что руна, аналогичная знаку №2, присутствует в рунической надписи на коровьем ребре из Новгорода [24], обнаруженном при раскопках в 1956 г.

    Остановимся несколько подробнее на основных памятниках этой группы.

    "Микоржинскими руническими камнями" на настоящий момент именуются три камня, несущие изображения и рунические надписи. Обнаружены они были в 1836 году в Познанской области (Польша). В пользу подлинности надписей на Микоржинских камнях выступали такие исследователи, как Пржездзецкий, Цыбульский, Лецеевский, Шульц, Пекосинский и др. Обратную точку зрения отстаивали де Куртенэ, Неринг, Ягич. Прорисовки камней опубликованы многими исследователями, в том числе Лецеевским [25].

    В надписях использовано 15 или 16 знаков; общее же количество рун в данном алфавите оценено нами по результатам комбинаторного анализа надписей [26] как превышающее 24-25, но вряд ли большее, чем 30-32. Из полутора десятка известных знаков больше десяти приближается по начертанию (или совпадает) со знаками младших скандинавских рунических алфавитов. Наиболее близки они к датским рунам начала II тыс. н.э. Вместе с тем присутствуют и знаки, неизвестные в Скандинавии. Кроме того, попытки прочесть надписи как германские неизбежно приводят к неудаче, так что славянское их происхождение вряд ли может быть оспорено.

    Традиционным для первого камня является прочтение SMIR PROVE KMET, но Пекосинский читал надпись иначе: SAIR ERDWD TDAT, что, в отличие от первой трактовки, не допускает перевода. Для второго камня (с лошадкой) Пекосинский дает следующую транслитерацию: SAIR TOGOTHLV WOIV S LVTWOI. Нам остается неизвестным, как именно Пекосинский предполагал переводить данный текст. Ягич, сохраняя негативную позицию, транслитерирует надпись несколько более вразумительно: SMIR BOG(O)DAN VOIN LIUTVOI S.

    А.А.Бычков дает следующий перевод надписей: СМИРЖ ЖЕРТВОЙ ЛЕЖИТ (№2) СМИРЖА ОТЕЦ ЛЮТЕВОЙ ВОИНУ С[ЫНУ] (№1)

    Если Микоржинские камни являются памятниками, подлинность которых гораздо более вероятна, чем подложность, то подлинность ретринских предметов и надписей на них подвергается сомнению многими исследователями. Здесь следует упомянуть таких сторонников подлинности ретринских памятников, как братья Гримм и Ян Коллар, неожиданная кончина которого сделала невозможным готовившееся в 1852 г. под личным покровительством Ее Императорского Высочества Вел. Княжны Елены Павловны издание труда по данному предмету. Отметим также, что вопрос подлинности или поддельности предметов из Ретры (по крайней мере, опубликованных А.Г.Машем в 1771 году [27]) поднимается в настоящее время только в России. Европейские же исследователи в своем большинстве предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы - подлинные.

    Согласно существующим представлениям, бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века. Значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии. Его книга содержит гравюры более, чем шести десятков скульптур и других предметов. Вся коллекция Маша была вновь утеряна [28], а позже одна "партия" предметов из Ретры всплыла и была опубликована Потоцким [29].

    Все предметы из Ретринского храма были оплавлены; на их поверхности - судя по гравюрам - четко различимы многочисленные рунические надписи, выполненные рунами, многие из которых - как и многие из микоржинских рун - не находят аналогов в младших германских алфавитах.

    Если принять, что сами ретринские предметы подлинны, то и тогда вопрос о подлинности надписей на них остается открытым. Существуют доводы, свидетельствующие как в пользу их поддельности, так и в пользу подлинности. Важным доводом, говорящим о поддельности надписей, является самый их вид. Можно ли допустить, что жрецы храма Ретры вдоль и поперек исписали изображения своих богов рунами? [30] Проще было бы предположить, что надписи выполнены значительно позднее, уже поверх оплавления, с целью повысить продажную стоимость изображений.

    С другой стороны, ряд фактов говорит о противоположном. Можно однозначно утверждать, что надписи не являются бессмысленным набором знаков; человек, резавший эти руны, - независимо от того, был ли он древним жрецом или случайным владельцем - этот человек был хорошо знаком с руническим искусством. Необходимо указать на то, что ряд использованных рун (№№ 8, 18, 25) встречаются относительно редко, и, что важно, принадлежат к одному и тому же стилю (один из датских вариантов младших рун). Этот факт указывает на то, что руны, нанесенные на изображения, не случайны и представляют некую обособленную традицию. Кроме того, как уже упоминалось, ряд знаков отсутствует в известных рунических алфавитах, но присутствует в надписях на Микоржинских камнях.

    Нужно также отметить, что "поддельность" и "подлинность" надписей на изображениях в данном случае являются понятиями относительными. Даже если предположить, что руны были нанесены уже после обнаружения изображений, в XVII или XVIII веках, сказанное абзацем выше остается в силе, и перед нами - так или иначе - образчик некоего западнославянского рунического стиля, родственного микоржинскому или прямо совпадающего с ним. [31]

    Среди значительного количества надписей однозначно могут быть прочитаны только две, постоянно повторяющиеся: RHETRA и RADEGAST.

    Тот факт, что последнее имя мы встречаем именно на тех скульптурах, которые мы скорее всего сочли бы изображениями Радегаста, опять-таки свидетельствует о том, что если резчик и не был жрецом храма, то был-таки осведомлен в эзотерической традиции лютичей.

    Общее количество памятников, надписи или знаки на которых выполнены вендскими рунами, довольно велико. Так, Лецеевский приводит целый ряд весьма интересных памятников, в большинстве своем представляющих рунические надписи на польских камнях [32]. Уникальный памятник - так называемый Краковский медальон - упоминается, помимо Лецеевского, также Пекосинским (1897), Пржиборовским (1873) и вслед за ними - Ягичем (1911). Последний полагал медальон фальшивкой, приводя в пользу этого весьма и весьма странный довод: якобы данный памятник не может быть подлинным, поскольку скандинавские рунологи (не владеющие славянскими языками) не смогли перевести надпись на нём. Пскосинский и Лецеевский, напротив, считали медальон безусловно подлинным; к такому же мнению склоняемся и мы.


    Сравнительная таблица ретринских, микоржинских и младших скандинавских рун по А.Платову.

    Завершая этот небольшой обзор, нам хотелось бы сказать несколько слов и о самых "свежих" по возрасту свидетельствах использования рун славянами. Речь идет о рунических или околорунических памятниках, тяготеющие к беломорскому ареалу и датируемые XIX-XX веками. Сейчас сложно судить о том, насколько правомочно объединять эти памятники в одну группу [33], но гораздо более важной является сама констатация бытования живой рунической или околорунической традиции у поморов еще в начале текущего столетия.

    Первоначальными предпосылками для выделения самостоятельной "беломорской группы" послужил факт использования необычных рунических знаков в деревянных карельских, рунических календарях. Один из них - петрозаводский рунический календарь хранится в настоящее время в Петрозаводском Историко-архитектурном музее, куда он поступил в двадцатые годы текущего столетия из д.Вокпавелек (Кемский район) [34]. Календарь представляет собой деревянный посох общей длиной 1,5 м с рукоятью, в сечении образует квадрат 3x3 см. Рунические знаки календаря необычны и представляют собой нечто среднее между германскими рунами и буквами старославянского алфавита.

    Совсем недавно были получены новые и весьма интересные данные по бытованию рун у поморов. Так, на бревнах деревянных построек Терского берега Е.Лазаревым были обнаружены рунические знаки и даже надписи [35]. По мнению исследователя, ряд знаков совпадает со скандинавскими рунами, некоторые выглядят похожими на руны евразийских степей, некоторые - на деформированные знаки кириллицы. Среди них обнаружено несколько надписей, имеющих длину 4-5 позиций.

    К сожалению, в данное время не проводится широкомасштабных исследований беломорских рун. Это тем более прискорбно, что знаки, в первой половине текущего столетия нанесенные на части деревянных построек, безвозвратно гибнут по мере разрушения самой древесины. Невозможно судить о том, сохраняется ли знание этих рун в среде современных поморов (по крайней мере, этнографические данные об этом отсутствуют). Если последние хранители его уже умерли, то знаки и надписи на бревнах по берегам Белого моря - последние свидетели этой традиции.

    Подытоживая все сказанное выше, мы должны заключить, что существование рунического письма и рунической культуры в целом у славян бесспорно. Первые следы этой культуры появляются еще в начале новой эры, т.е. практически одновременно с формированием классического германского рунического алфавита Футарка. Памятники славянского рунического письма, представляющие, вероятно, разные стили и алфавиты и датируемые временем от середины I тысячелетия н.э. до эпохи "развитого" средневековья, находятся по всей славянской Европе и, несмотря на реально существующие подделки, в большинстве своем подлинны и прямо свидетельствуют об использовании рунических знаков славянами, Наконец, мы должны констатировать, что руническая традиция у славян не прервалась с наступлением Нового времени. Отголоски древней славянской рунической культуры до самого последнего времени существовали в отдаленных районах славянского мира.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1. Обзор такого рода памятников можно видеть в следующей работе: И.В. Ягич. Вопрос о рунах у славян. // Энциклопедия славянской филологии. Отделение русскаго языка и словесности. Имп. Акад. Наук. Вып.З: Графика у славян. СПб., 1911.

    2. МЛ.Серяков. Русская дохристианская письменность. СПб., 1997.

    3. Е.Георгиев. Славянская письменность до Кирилла и Мефодия. София, 1952.

    4. В.Н.Татищев. История российская. Т.1. М.-Л., 1962.

    5. М.Л.Серяков. Цит. соч.; А.В.Платов. Памятники рунического искусства славян. // Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1998; Е.Георгиев. Цит. соч.; и др.

    6. М.Л.Серяков. Цит. соч.

    7. И.В.Лгич. Цит. соч.

    8. N.Pennick. Rune Magic. L., 1992.

    9. D.Zunkovic. Die slavische Vorzek. Maribor, 1918.

    10. В качестве примера приведен р.Руну, впадающую в Верхневолжские озера на границе Тверской и Новгородской областей.

    11. Э.А.Макаев. Язык древнейших рунических надписей. М., 1965; А.В.Платов. Руническая магия. М., 1994.

    12. Е.Кпассен. Новые материалы для древнейшей истории славян. Вып. I-III. М., 1854-1861.

    13.И.В.Ягич. Цит.cоч.

    14. А.В.Платов. Цит. соч.

    15. С точки зрения лингвистики мы, в большинстве случаев, действительно имеем именно ничего - существующий корпус надписей, разрозненных и представляющих разные стили, не является на данный момент достаточным для проведения однозначно достоверных дешифровочных работ. Это, разумеется, ничуть не мешает нам констатировать сам факт существования славянской рунической культуры.

    16. М.А.Тиханова. Раскопки на поселении III-IV вв. у села Лепесовка в 1957-1959 гг.//Советская археология, 1963, №2; Ее же: Рунические надписи с территории СССР. Старшерунические надписи. В кн.: Е.А.Мельникова. Скандинавские рунические надписи. М., 1977; Ее же: Следы рунической письменности в Черняховской культуре. В кн.: Средневековая Русь. Сб. М., 1976.

    17. Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия н.э. В сер.: Археология СССР. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., 1993.

    18. D.Zunkovic. Op. cit.

    19. Ibid.

    20. J.Ruzicka. Slovanska Mythologie. Praha, 1924.

    21. Древнейшие государства на территории СССР. Вып. 1980г. М., 1981.

    22. А.В.Платов. Памятники рунического искусства славян//Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1998.

    23. А.В.Платов. Культовые изображения из храма в Ретре//Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996.

    24. В.П.Петренко, Ю.К.Кузьменко. Рунические надписи с территории СССР. Младшерунические надписи. В кн.: Е.А.Мельникова. Скандинавские рунические надписи. М" 1977.

    25. J.Leciejewski. О runah i runicznych pomnikach slowianskich. Lwow, 1906.

    26. Был проведен элементарный анализ по росту количества символов с увеличением порядкого номера позиции в тексте - А.В.Платов. К вопросу об алфавите Микоржинских рунических надписей. М., 1993. Архив автора.

    27. A.G.Masch. Die Gottesdienftlichen Ulferfhumer der Obotriten, aus dem Tempel gu Rhetra. Berlin, 1771.

    28. Спустя некоторое время после выхода книги Готтлиба появились еще некоторые предметы, якобы имеющие отношение к ретринскому храму, однако эти новые памятники были признаны подложными абсолютным большинством исследователей. Судьба этих предметов мне неизвестна.

    29. J.Potocki. Voyage dans qudques de la Basse Saxe pour la Recherche des antiquites Slaves ou Vendes. Hambourg, 1795.

    30. Нужно, однако, помнить о свидетельстве Титмара, утверждавшего, что на изображениях богов в Ретринском храме были рунами нанесены их имена. Кроме того, приходят в голову этрусские скульптурные изображения, исписанные иногда ничуть не элегантнее.

    31. Предположение о том, что "ретринский" стиль мог быть получен условным фальсификатором путем смешения датских и микоржинских рун, должно быть отвергнуто: Микоржинские камни были обнаружены лишь в 1836 году, т.е. спустя полвека после публикации 1771 года.

    32. J.Leciejewski. Op. cit.

    33. См.: А.В.Платов. Памятники рунического искусства славян//Мифы и магия индоевропейцев, вып.6,1998.

    34. Л.Е.Майстров. Рунический резной календарь Петрозаводского музея. //Историко-астрономические исследования. Вып. XVIII. М., 1986.

    35. Е.Лазарев, Руны Белого моря. // Мифы и магия индоевропейцев, вып.4, 1997.

     








     
    Новые сообщения:
    загрузка...
         
    Для организации праздничного стола:
         
    Занимательные сообщения TL:
         
    Как делать замечательные БУКЕТЫ, ТОРТЫ И КОМПОЗИЦИИ ИЗ КОНФЕТ для подарков и украшения праздничного стола
    Это очень просто и доступно даже подросткам — читайте по порядку все страницы раздела:
         
    Занимательные сообщения:
    загрузка...
         
    Всегда популярные вечные ценности человечества:
         
     
    Самые популярные сейчас разделы:
     
     
     
     
    Для доброго домашнего благополучия:
    Сказки с картинками, стихи, рассказы для малышей и для детей постарше, мультфильмы, фильмы-сказки, развивающие и познавательные материалы, детские блюда с пошаговыми фото для праздников и для улучшения детского аппетита.
    Замечательные рецепты с пошаговыми фото, тематические статьи.
     
     
    СПРАВОЧНЫЕ СТРАНИЦЫ
    ДОМАШНЕГО КУЛИНАРА
     
    ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
    ХОРОШЕЕ ПИТАНИЕ
         Как выбирать продукты в магазине
  • Все пищевые добавки Е
        Особо вредные добавки Е
  • Калорийность продуктов, cодержание белков, жиров, углеводов, свойства алкоголя
  • Витамины
  • Макро– и микроэлементы
  • Как ВАРИТЬ, ЖАРИТЬ, ЗАПЕКАТЬ
    Какая нужна кухонная посуда
  • 500 cоветов домашнему кулинару
  • Хранение продуктов в условиях квартиры
  • Пособие НЕУМЕЮЩИМ ГОТОВИТЬ – простые рецепты ежедневных и праздничных блюд

  • ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ
  • Сервировка стола
  • Оформление праздничного стола
  • Как складывать салфетки
  • ЗА СТОЛОМ – правила этикета
  • ВСЕ О ПРИЕМЕ ГОСТЕЙ
    УКРАШЕНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ БЛЮД
  • Банкетные блюда
  • Фуршетные блюда
    Украшение канапе
  • Праздничные блюда
  • 103 меню праздничного стола
  • Блюда в горшочках
  • Карвинг
  • Food Art – быстро, красиво и вкусно
    Букеты из конфет
  • Букеты из фруктов
    Оформление бутербродов
    Украшение пирогов
  • Изделия из слоеного теста
  • Сдобные булочки
  • Праздничные караваи
  • Пряники и пряничные домики
  • Айсинг
    Кондитерская мастика
  • Марципан
  • Кондитерские кремы
  • Домашние конфеты
  • Новогодняя энциклопедия
  • Как завязывать галстук
  • Как красиво повязать шарф
  • Как красиво завязать бант
  • Как оформить свадебное шампанское и праздничные бутылки
  • Как оформить свадебные бокалы

  • ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕПТЫ
    Быстрые блины, оладьи и пироги на кефире – готовить их не сложнее, чем поджарить яичницу
  • Блины
  • Оладьи
    ПИЦЦЫ, 13 видов теста для пиццы
  • Блюда в микроволновке
  • Блюда в пароварке
    Варёные яйца разные
    Замечательные блюда и гарниры из картофеля
  • Пельмени, кундюмы, вареники
    Каши
  • Пловы
  • Блюда из риса
  • Блюда из молока, молочных продуктов и яиц
  • САЛАТЫ
  • Винегреты
    Майонез, бешамель, соусы разные
    Запеченная рыба
    Шашлыки, маринады для шашлыков
    Замечательные десерты
  • Торты без выпечки
    Как выбирать мёд
  • ВОСТОЧНЫЕ СЛАДОСТИ
  • Домашнее мороженое
    Домашняя выпечка, торты, пироги
  • Жаворонки
  • Поваренное искусство и поварские приклады
  • Книга о вкусной и здоровой пище 1952
  • И МНОГОЕ ДРУГОЕ...

  • НАПИТКИ
  • Компоты, кисели, морсы
  • Чай и чайные церемонии
  • Лечебные и витаминные чаи
  • Кофе горячий, холодный, веселящий
        Кофейные десерты
  • Сбитни
  • Медовые напитки
    Гоголь-моголь
  • Квасы, березовицы, буза

  • Этот прекрасный мир вина
  • Как оценивать и подбирать вино
  • ДОМАШНЕЕ ВИНОДЕЛИЕ
  • Русские богатырские напитки
  • Русские настойки, наливки, ликеры, вина, игристые вина, пасхальное вино
  • Старинные рецепты вина
  • Домашнее пиво
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ САМОГОНА
  • Очистка самогона
  • Приготовление разных водок
  • Рецепты водок, настоек и наливок
  • ИСТОРИЯ ВОДКИ. Мифология водки

  • ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ, КОНСЕРВИРОВАНИЕ
  • Полезные свойства фруктов и ягод
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГРИБОВ
        Определитель грибов

    Сбор и заготовка грибов
         Грибная кулинария
  • Способы консервирования
    Заготовка мяса, сала и птицы
    Колбасы, буженина, карбонад
  • Заготовка рыбы и икры
  • Заготовка плодов, ягод и овощей
  • Весенние заготовки
  • Летние заготовки
  • Осенние заготовки
  • Оригинальные варенья
  • Киемы, бекмесы, джемы, повидло

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУХНИ
    Замечательные рецепты для ежедневного и праздничного стола

    Классические блюда народов мира
  • Кухни народов бывшего СССР
  • Традиции питания в странах мира
    РУССКАЯ КУХНЯ – беспримерные шедевры кулинарии
  • Французская кухня
  • Греческая кухня
  • Большое кулинарное путешествие
  • Грузинская кухня
  • Татарская кухня
  • Украинская кухня
  • И МНОГИЕ ДРУГИЕ...
    А также:
  • Охотничья кухня
  • Рыбацкая кухня
  • Походная кухня

  • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
  • Питание беременной
  • Естественное вскармливание
        Питание кормящей
  • Детские блюда по возрастам
  • Любимые детские блюда
  • Сладкоежка
  • Детское лечебное питание

  • ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК

    Блюда для детского праздника
  • Как организовать и провести детский праздник
  • Как сделать маскарадный костюм
  • Детские игры
  • Сказки и фильмы детям
    ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
     
     
    Die Нeidelbergere Schule der Astrologie
    Гейдельбергская Школа Астрологии
    ГОРОСКОПЫ на каждый день года по знакам зодиака
    Получив ключ к решению предстоящих задач, вы избежите многие неприятности и преодолеете все трудности.
    Ежедневное пользование этими уникальными по точности гороскопами научит вас психологическому совершенству, сделает вашу жизнь и отношения с ближними всегда счастливыми и успешными.
  • Астральная кулинария по знакам зодиака
  • Поздравления по знакам зодиака
     
    ДРУГИЕ ГОРОСКОПЫ:
  • ГОРОСКОП ДРУИДОВ
        Галльский древесный гороскоп
  • КИТАЙСКИЙ ГОРОСКОП
  • ЯПОНСКИЙ ГОРОСКОП
  • РОССИЙСКИЙ ГОРОСКОП
     
    ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ:
  • СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
        Календарь славянских праздников
  • Пантеон славянских Богов
  • КОМОЕДИЦА
        День весеннего равноденствия
        Начало славянского Нового года
  • Словарь русских сказок
  • История Нового года
        Рождество Солнца-младенца
        12 Ночей великого Йоля
  • История Деда Мороза
  • История Снегурочки


  • Новые сообщения:
    R-01
     
    R-02
     
    R-03
    загрузка...
     
     
    РАЗДЕЛЫ ДЛЯ УМНЫХ
    И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
    МУЗЕИ ВСЕГО МИРА — виртуальная экскурсия
  • Выставки в Москве
  • ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ
  • МУЗЫКА — СКАЧАТЬ
  • ФИЛЬМЫ — СКАЧАТЬ
  • СИЛЫ В ПРИРОДЕ — занимательная физика без формул для школьников, студентов и всех любознательных
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ для веселых и любознательных
  • Веселая история России
  • История стекла в истории человечества
  • Исторические кухни
  • А.Дюма. ИСТОРИЯ ЗАСТОЛЬЯ
  • Гиляровский «Москва и москвичи»
    Календарь «Великие СОБЫТИЯ и ОТКРЫТИЯ в истории человечества»
  • ХРОНОЛОГИЯ ФИЗИКИ
  • Справочник РФ
     
    УЧИМСЯ ОБОГАЩАТЬСЯ:
  • 10 самых успешных бизнесов

  • ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ
    Для обретения счастья в жизни необходимы 2 вещи:
    Любовь и Деньги (как у Али-Бабы)
     

  • Курс валют и драгметаллов
        Конвертор валют

  • ПОГОДА ВО ВСЕМ МИРЕ
    Метеопрогнозы:
         – почасовой на 3 дня,
         – на 3-12 дней,
         – на месяц,
         – температура воды.
  • Погода на месяц во всем мире
        Температура воды на курортах
  • Погода во всех странах мира
  • Погода в городах всего Мира
  • Погода в городах России
  • Погода в краях и областях РФ
  • Погода в Крыму и Украине
  • Погода в МОСКВЕ
        Температура воды в водоемах

    ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
  • 217 диет для похудения
  • R-диета — без таблеток, без голода
        Справочные таблицы веса
  • Лечебные диеты — столы 1-15
  • Лечебные диеты при заболеваниях
  • ДЕТСКОЕ ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
    Еда, которая лечит
    Детские диетические столы № 1-16

    ЗДОРОВЬЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ
     
  • МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    «МАТЬ и ДИТЯ» — все необходимые сведения от зачатия до 3-х лет ребёнка
  • Педиатрия. Уход за детьми
  • Словарь медицинских терминов
  • Бенджамин Спок
        «РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ»
  • Януш Корчак
        «КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА»
  • Комаровский Е.О.
        «Начало жизни вашего ребенка»
  • Простые способы укрепления
        иммунитета детей и взрослых
  • Причины иммунопатологий
  • Аллергии
  • Лечение иммунопатологий
  • Прививки и вакцинации
        Законы РФ, календарь прививок
  • Контрацепция – подробно
  • Контрацептивный крем COITIN
  • Геморрой, способы лечения
    Домашний САЛОН КРАСОТЫ
    Рецепты красоты
    Многие косметические средства, приготовленные самостоятельно, значительно эффективнее продающихся в магазинах.
    Только нестойкость в хранении препятствует их поставкам в торговую сеть.
     
  • ДОМАШНЯЯ КОСМЕТОЛОГИЯ — уникальные по эффективности рецепты и советы косметологов
  • Проблемные ногти
        Вросший ноготь — исправление
  • Забота о глазах
    Как улучшить зрение
  • КЕФИРНАЯ КОСМЕТИКА
     
    Домашний мастер-класс
    МАНИКЮР, ПЕДИКЮР, НЭЙЛ-АРТ
  • 12 уроков мастер-класса
     
     
    РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ
    в спасение своей замечательной бессмертной души
    Духовно устремляемся в Господние Райские Кущи у Подножия Небесного Престола, что не от мира сего.
     
  • ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ
  • БИБЛИЯ. Синодальный перевод.
        Полный текст с иллюстрациями

        — Ветхий Завет
        — Новый Завет
        — Псалтирь, псалмы 1-151
  • ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
         Богослужебный канон
         Символ Веры
         Десять Заповедей Моисеевых
         Какие бывают грехи в христианстве
         Как живут в православном Раю
         Святые молитвы
         Правила поведения в Храме
         Церковные требы
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
        — православные посты и праздники
  • Православная кухня на каждый день года
  • Что надо знать православному:
        138 ВОПРОСОВ и ОТВЕТОВ
  • 1400 советов св. отцов церкви
  • Блюда российских монастырей
  • Справочник рецептов постных блюд
        — без масла
        — с растительным маслом
     
    Рецепты постных блюд без масла и с постным маслом см.: ЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬ
     
  • Душеполезное чтение
  • Рождественский пост
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ
  • Рекомендуемое РПЦ чтение
        на каждый день Великого поста
  • ПАСХА — праздник праздников и торжество торжеств
  • Петровский пост
  • Успенский пост
  • ПОЛНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ИМЕНИН
    Календарь содержит все именины:
    — вселенских святых,
    — русских святых,
    — новопрославленных святых,
    — местночтимых святых, почитающихся в разных епархиях РПЦ.
  • Полный православный ИМЕНОСЛОВ
        История и значение имен
  • Правило Серафима Соровского
        Тайные молитвы семи Архангелам
        Ангелология
  • Евангельские версии отцов Христа
  • ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ХРИСТИАНСТВА:
        Кто воскресил Христа?
        Тайна Марии Магдалины
  • О Божественной мудрости устройства мира. Когда следует ожидать Второе Пришествие Христа
  • КАТОЛИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
        Католическая церковь
        Католические традиции

     
     
    ПОЧИТАТЕЛЯМ АЛЛАХА ВЕЛИКОГО И ВСЕМОГУЩЕГО
  • МУСУЛЬМАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
  • МУСУЛЬМАНСКАЯ КУХНЯ
        Мусульманские праздники
  • Краткая история мусульманства
  • Татарская кухня. Татарские обычаи
  • РЕЛИГИИ МИРА
  • Базовые сведения о религиях, религиозных учениях и священных книгах.


    Баллада
    о SuperCook.ru
     
     
    SUPERCOOK (суперповар) - произносится "СУПЕРКУК"
     
    Я в голову лишних
                                     проблем не беру —
    Для этого есть
                                SUPERCOOK точка RU.
    Помощник по дому,
                                        на кухне, в семье,
    Он быстро поможет
                                            всегда и везде.
    А если внезапно
                                        случится недуг —
    И тут на подмогу
                                   придет SUPERCOOK.
    И даже
                      в семейном бюджете дыру
    Поможет закрыть
                                SUPERCOOK точка RU.
    Расширит познанья,
                               даст правильный курс
    Великий могучий
                                     российский Ресурс.
    Ты можешь всю жизнь
                           в интернете блуждать —
    Полезней ресурса
                                          тебе не сыскать!


        






     

    ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?  Уникальные по точности гороскопы Гейдельбергской школы астрологии по знакам зодиака на каждый день года.
    Точное знание предстоящего позволяет успешно парировать все нежелательные внешние воздействия и иметь блестящий успех в любых обстоятельствах.
    Получив ключ к решению предстоящих задач, вы избежите многие неприятности и успешно преодолеете все трудности.

    КОЗЕРОГ
    Capricornus
    22.XII–20.I
    ВОДОЛЕЙ
    Aquarius
    21.I–19.II
    РЫБЫ
    Pisces
    20.II–20.III
    ОВЕН
    Aries
    21.III–20.IV
    ТЕЛЕЦ
    Taurus
    21.IV–21.V
    БЛИЗНЕЦЫ
    Gemini
    22.V–21.VI
    РАК
    Cancer
    22.VI–22.VII
    ЛЕВ
    Leo
    23.VII–23.VIII
    ДЕВА
    Virgo
    24.VIII–23.IX
    ВЕСЫ
    Libra
    24.IX–23.X
    СКОРПИОН
    Scorpius
    24.X–22.XI
    СТРЕЛЕЦ
    Sagittarius
    23.XI–21.XII


    20-23 декабря – так называемые "Дни Змеи", когда Солнце проходит 13-е зодиакальное созвездие Змееносца.
    На эти даты приходится Ночь зимнего солнцестояния – самая долгая ночь в году (2-я Ночь великого Йоля).


    Звёзды готовят нам судьбу, а мы готовим вкусные блюда!
    Хорошее вкусное питание резко повышает качество жизни, улучшает настроение и способствует осуществлению всех надежд.
    На ваш выбор 180 тысяч замечательных рецептов и украшений блюд.

    Главная страница SuperCook.ru   |   Сервировка стола, салфетки   |   Украшение блюд — замечательные праздничные рецепты   |   Быстрые блины и оладьи на кефире
    Домашняя выпечка, кремы   |   Пиццы, 13 видов теста для пиццы   |   Лучшие блюда и гарниры из картофеля   |   Шашлыки   |   Оригинальные украшения бутербродов
    Карвинг — резьба по овощам   |   Букеты и композии из конфет   |   Детские блюда, детский праздник   |   Постные блюда   |   и еще много-много всего вкусного
    Разные полезные сведения:
    Как завязывать галстук   |   Как повязывать шарф   |   Как завязывать красивые банты   |   Как оформить свадебное шампанское и праздничные бутылки   |   Как оформить свадебные бокалы
    Как принимать гостей. Правила этикета   |   Музеи всего мира   |   Хранение продуктов в условиях квартиры   |   Кулинария для начинающих   |   Сказки с картинками   |   и многое другое
    Сведения для верующих:
    Полный календарь именин   |   Православный именослов   |   Церковный календарь, как вести себя в церкви   |   Что должен знать православный христианин: 138 вопросов и ответов
    Постные блюда для мирян и постные блюда для монашествующих   |   Справочник рецептов постных блюд   |   Блюда российских монастырей   |   Православные обычаи и традиции
    Католический календарь   |   Мусульманский календарь   |   Мусульманская кухня   |   Религии мира, вероучительные и богослужебные книги разных религий
     

    Как стать счастливым?

     
     
     
    Rambler's Top100 Rambler's Top100
     
    Счетчик тИЦ и PR тИЦ и PR сайта supercook.ru