Цикл выпусков
«Домашние обеды и ужины»
Меню #48
|
|
SuperCook.ru
для начинающих и опытных
Информационно-аналитическое и культурно-просветительское электронное издание
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства
в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл N ФС 77-27331 от 09 февраля 2007 г.
Выходит с 20 ноября 2004 года
Россия, Москва
| |
Пользуйтесь в своей ежедневной и праздничной практике рецептами на странице
Большой Кулинарный Словарь
|
|
Именины и праздники в ближайшие дни
ИМЕНИНЫ
28 марта
- Агап, Александр, Денис, Еварест, Мануил, Мария, Никандр, Поплий (Пуплий), Ромил, Тимолай.
29 марта
- Александр, Аристовул, Денис, Емельян, Иван, Павел, Папий (Папа), Роман, Савин, Серапион, Трофим, Фал, Юлиан.
ПРАЗДНИКИ и ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
28 марта
- День Рагнара Лодброка (языческий праздник)
Рагнар был одним из легендарных викингов. В 845 году он совершил легендарный поход на Париж. В этот день язычники почитают этого храброго воина прочтением саг о его подвигах.
Празднование этого дня сегодня никоим образом не указывает на агрессивный настрой последователей Асатру, скорее в своем современном отражении этот праздник - прославление храбрости и мужества.
В этот день произносится тост в честь Рагнара и читается его Сага.
- Ноуруз - день 8 у зороастристов
29 марта
- День ветеранов вьетнамской войны в США
В этот день, в 1973 году, был завершен вывод американских войск и их союзников из Южного Вьетнама.
- День специалиста юридической службы в РФ
- Ноуруз - день 9 у зороастристов
Не забывайте поздравить
своих близких, друзей и знакомых
и вместе с ними отметить событие
за веселым праздничным столом!
| |
|
Хорошая кухня - это целый мир, который вместо солнца уютно освещается камином.
Кулинарная страница выпуска
|
При приготовлении блюд для детского питания острые специи не добавляются!
У детей вкусовые рецепторы настолько чувствительны,
что специи им или не нужны, или просто неприятны.
По возможности, в питании следует заменять сахарозу на фруктозу, глюкозу и мед.
О приготовлении разнообразных соусов и заправок см.
1,
2,
3,
4,
5,
6.
|
Цикл выпусков
«Домашние обеды и ужины»
Каждое меню состоит из нескольких блюд, которые подают в предлагаемом порядке.
Рецепты несложны в приготовлении и подобраны из национальных кухонь разных народов мира - с такими меню даже не слишком опытный домашний кулинар всегда будет чувствовать себя на высоте. Все ингредиенты просты и доступны, но их сочетания иногда могут быть необычными и даже экзотическими.
Вы можете варьировать и менять блюда из разных меню, выбирая те, которые более соответствуют моменту и вкусу. Для ужина, если он не слишком долгий, из меню обычно исключают первые блюда. Но если это праздник, продолжающийся и ночью, то к полуночи всем желающим следует подать супы.
Разнообразные предлагаемые меню уместны как для ежедневного семейного, так и для праздничного гостевого стола. В последнем случае блюда дополнительно украшают, используя самые разнообразные и смелые фантазии, что позволит гостям в полной мере оценить искусство домашнего кулинара.
О способах сервировки стола и украшения блюд мы будем периодически рассказывать на иллюстрированных Информационных Страницах выпусков.
Меню #48
ФАРШИРОВАННЫЕ КУРИНЫЕ ЯЙЦА
Ингредиенты:
- 2 яйца,
- чеснок,
- соль,
- укроп,
- майонез.
Приготовление
Яйца сварить вкрутую. Потом залить холодной водой, почистить, нарезать на ровные половинки. Аккуратно вынуть из яиц желтки, размять, добавить чеснок, пропущенный через чеснокодавилку (чеснок добавляется по вкусу), укроп и майонез. Все это перемешать и чайной ложкой положить в половинки белков.
В качестве начинки используются следующие ингредиенты: селедка рубленая с луком, чесноком и вареным желтком; желтки с чесноком, сыром, майонезом, укропом.
МОРКОВЬ ПО-КОРЕЙСКИ
Ингредиенты:
- 500 г моркови,
- растительное масло,
- красный горький перец,
- чеснок,
- молотая кинза,
- уксус и соевый соус.
Приготовление
Морковь нашинковать на специальной терке, сложить в миску и посолить. В сковороде разогреть до легкого дыма растительное масло. Морковь собрать в горку, в ней сделать углубление и засыпать красный горький перец, на него вылить раскаленное масло. Затем все перемешать.
Добавить растертый чеснок, молотую кинзу, немного уксуса и соевого соуса.
СУП «ЧЕДДЕР»
Ингредиенты:
- 2 столовые ложки сливочного масла,
- по 1/2 шт. красного, зеленого и желтого сладкого перца, нарезанного полосками,
- 1 большая луковица,
- 2 зубчика чеснока,
- 1/4 стакана муки,
- 1,5 стакана куриного бульона,
- 1 стакан молока,
- 1 стакан сливок,
- 2 стакана натертого сыра «Чеддер».
Приготовление
Растопить масло в сотейнике, добавить перец, лук и чеснок. Потушить до мягкости около 5 минут. Всыпать муку и готовить, все время помешивая, еще 2 минуты.
Влить бульон, затем молоко и сливки. Дать слегка покипеть еще 3 минуты, а потом порциями, помешивая, всыпать сыр.
Добавить соль и перец по вкусу. Снять с огня.
ФАСОЛЬ С МЯСОМ
Ингредиенты:
- 200 г фасоли,
- 500 г мяса (говядины или баранины),
- 2-3 головки репчатого лука,
- 1 столовая ложка аджики,
- зелень кинзы,
- чабер,
- мята,
- базилик,
- сельдерей,
- соль,
- паста из алычи.
Приготовление
Предварительно подготовленную фасоль вместе с мясом, нарезанным небольшими кусочками, положить в котелок, залить холодной водой (5-6 стаканов), довести до кипения, слить, снова залить холодной водой и варить до готовности, периодически снимая образующуюся пену.
В процессе варки добавить мелко нарезанный лук, сельдерей.
Готовое мясо вынуть из бульона, сваренную фасоль размять и приправить аджикой, солью, а для создания кислой среды добавить пасту-пюре или кусочек алычовой пастилы (лаваша), затем добавить мелко нарезанную зелень (кинзы, мяты и т. д.), мясо проварить еще 7-10 минут, периодически помешивая деревянной ложкой.
К столу подать вместе с зеленью, овощным салатом, соленьями.
БАРАНИНА, ЖАРЕННАЯ ПО-ГРУЗИНСКИ
Ингредиенты:
- 500 г баранины (мякоть),
- 500 г сальника,
- 2-3 головки репчатого лука,
- 50 г барбариса,
- зелень петрушки и укропа,
- аджика,
- соль.
Приготовление
Мякоть баранины очистить от пленки, промыть, нарезать кусочками и вместе с репчатым луком пропустить через мясорубку два раза, добавить аджику, сок барбариса, соль, мелко нарезанную зелень. Фарш вымешать и поставить на холод.
Затем фарш сформовать в виде небольших котлет, завернуть в сальник, уложить на промазанную маслом сковороду и обжарить в духовке.
КОТЛЕТЫ ОТБИВНЫЕ И НАТУРАЛЬНЫЕ
Ингредиенты:
- 500 г свиной или телячьей корейки,
- 1 яйцо,
- 1/2 стакана сухарей,
- 2 столовые ложки масла.
Приготовление
Свиную, баранью или телячью корейку обмыть, очистить и нарезать котлеты (с реберной косточкой). Каждую котлету слегка отбить, посолить, посыпать перцем, смочить во взбитом яйце и обвалять в сухарях. Подготовленные котлеты положить на разогретую сковороду с маслом и обжарить с обеих сторон до образования корочки.
Готовые котлеты положить на блюдо и полить растопленным маслом. На гарнир можно подать жареный картофель, пюре или различные овощи, заправленные маслом (морковь, кукурузу, цветную капусту, зеленый горошек).
Таким же способом можно приготовить котлеты натуральные, не обваливая их в сухарях. В этом случае котлеты полить соком, образовавшимся при жарке.
СМЕТАННОЕ ЖЕЛЕ
Ингредиенты:
- 1 стакан сметаны,
- 4 столовые ложки сахара,
- 1 чайная ложка желатина,
- ванильный сахар.
Приготовление
Желатин залить 1/2 стакана воды или молока и поставить разбухать на 2 часа. Когда он набухнет, поставить стакан с желатином в горячую воду и размешать содержимое до полного растворения. Можно немного подогреть на воде. Затем охладить до 40 градусов. Поставить кастрюлю со сметаной в холодную воду, на лед или в снег. Взбить сметану до образования густой пышной пены.
Сахар или сахарную пудру смешать с ванильным сахаром и перемешать со взбитой сметаной. Ароматизировать разными веществами, добавить красители.
В конце взбивания влить тонкой струйкой охлажденный до 40 градусов желатин.
ТВОРОЖНЫЕ ПАШТЕТЫ часть 1-я
Паштет с копченым сыром
Ингредиенты:
150 г жирного творога, 50 г сливочного масла, 50 г плавленого копченого сыра, 2 долька чеснока, соль, молоко.
Приготовление
Копченый плавленый сыр и творог пропустить через мясорубку. В миске размешать масло, добавить сыр, чеснок, растертый с солью, при желании — молоко. Взбить массу.
Паштет масляно-творожный
Ингредиенты:
200 г мягкого творога, 40 г сливочного масла, 20 мл молока, соль.
Приготовление
Протертый через сито творог добавить к взбитому маслу, посолить и растереть. Использовать в качестве полуфабриката для смазывания бутербродов с сыром или как самостоятельный паштет.
Паштет творожный с мясом
Ингредиенты:
350 г мяса (телятины или свинины), 65 г шпика или жира, 1—2 луковицы, 2 ст. ложки сухих грибов или 50 г свежих шампиньонов, 0,25 л бульона, 2 ст. ложки томатной пасты, 30 г сливочного масла, 2 яйца, 250 г творога, немного молока, молотый красный перец, соль.
Приготовление
Мясо нарезать мелкими кубиками, заправить солью и красным перцем. Мелко нарезанный шпик растопить, поджарить в нем кубики лука. Добавить мясо, а через 15 минут — размоченные сухие грибы или нарезанные ломтиками шампиньоны, залить размешанной в горячем бульоне томатной пастой и тушить до готовности мяса. Взбить до пены масло со щепоткой соли, перемешать с яйцами и творогом, добавив одновременно немного молока. Залить этой кремообразной массой мясо. Запекать в горячей духовке 40—50 мин.
Подать на стол с хлебом и зеленым салатом.
Паштет творожный с ветчиной
Ингредиенты:
300 г мягкого творога, 100 г нежирной ветчины, 100 г сливочного масла, молоко, соль.
Приготовление
К размешанному в миске маслу прибавить протертый через сито творог, пропущенную через мясорубку ветчину, соль и, чтобы паштет был более нежным, немного молока.
Паштет творожный с рыбой
Ингредиенты:
200 г творога, 300 г трески или другой рыбы, 1 луковица, 1 морковка, 100 г сливочного масла, 30 г растительного масла, соль, перец.
Приготовление
Рыбу разделать на филе без кожи и костей, припустить в подсоленной воде. Лук и морковь нарезать и спассеровать на растительном масле. Домашний пресный творог смешать с отварной рыбой, пассерованными овощами и пропустить через мясорубку с частой решеткой. Ввести размягченное сливочное масло, соль и перец по вкусу и тщательно вымешать массу, сформовать в виде батона, украсить маслом и охладить.
Масса бутербродная из творога с копченой треской
Ингредиенты:
200 г трески горячего копчения, 100 г творога, 1 яйцо, 80 г сметаны, соль.
Приготовление
С трески снять кожу, освободить ее от костей, пропустить через мясорубку вместе с пастеризованным творогом и яйцом, сваренным вкрутую. К полученной массе добавить сметану, соль и взбить.
Паштет творожный с консервами «Печень трески»
Ингредиенты:
300 г мягкого творога, 100 г сливочного масла, 80 г консервированной тресковой печени, 1/4 луковицы, соль, молотый черный перец.
Приготовление
Масло растереть в миске, добавить протертый через сито творог, хорошо размешать. Открыть консервы, слить масло, положить в паштет нужное количество печени трески, мелко нарезанный репчатый лук, соль, перец и снова хорошо перемешать и взбить.
Паштет творожно-анчоусный с брынзой
Ингредиенты:
100 г творога, 50 г брынзы, 30 г сливочного масла, 30 г круглого перца, 1 небольшая луковица, 10 г анчоусной ласты, соль, молотый сладкий перец, 5 г каперсов.
Приготовление
Взбить масло, постепенно добавить протертые через сито творог и брынзу, анчоусную пасту, мелко нарезанные лук и стручковый перец. Посолить, ввести молотый сладкий перец, каперсы и хорошо перемешать.
При желании в паштет можно добавить немного молока.
Приятного аппетита!
Счастья и радости
за Вашим семейным столом
и во всех событиях Вашей жизни!
|
|
|
|
|
|
|
Информационная
страница выпуска
|
Полезные кулинарные советы - 13
ВАРКА МЯСА И БУЛЬОНЫ
Чтобы в мясе сохранилось больше питательных веществ, нужно класть его не в холодную, а в кипящую воду. Затем быстро довести
до кипения на сильном огне и убавить его до минимума, чтобы не допустить
бурного кипения - пузырьки пара должны всплывать "по бульке"
Качество бульона и отварного мяса более зависит от соотношения мяса и воды,
а не от способа закладки.
Варку надо проводить под плотно закрытой крышкой,
которую не следует открывать
до конца варки.
Кастрюлю следует ставить на огонь так, чтобы кипение происходило
преимущественно с одной стороны. Это предотвратит всплывающий жир
от эмульгирования и окисления (что придает бульону салистый привкус).
Способы ускорения варки говядины:
- с вечера натереть ее горчицей или порошком горчицы, а перед варкой хорошо промыть в холодной воде;
- с вечера натереть ее порошком горчицы, а перед варкой промыть в холодной воде, смазать уксусом, выдержать так 3-4 часа и снова хорошо промыть в холодной воде;
- отбить деревянным молотком или тяпкой и варить, добавив в воду 1-2 столовые ложки уксуса.
Отваренные куски мяса до употребления лучше держать в закрытой посуде, в небольшом количестве отвара, полученного при варке.
Птица сварится быстрее, если до варки ее натереть снаружи и изнутри лимоном и продержать 2-3 часа в смеси воды и уксуса (в соотношении 1:1).
Вареный цыпленок будет вкуснее, если при варке вложить в тушку 1 головку репчатого лука или полпучка зеленой петрушки.
Бульон лучше варить в эмалированной или нержавеющей кастрюле.
Чтобы бульон дольше оставался прозрачным, надо подогревать его в открытой кастрюле на слабом огне и, как только он закипит, снять его с огня.
Чтобы бульон из замороженного мяса не получился мутным, надо положить в кастрюлю, где он варится, скорлупки от двух яиц, а когда бульон будет готов, вынуть их.
Если пена при варке бульона опустится на дно, надо влить в кастрюлю немного холодной воды, и пена снова поднимется.
Солить мясной бульон лучше за 10-15 минут до окончания варки.
Если на основе бульона будет в дальнейшем вариться что-то другое, то лучше бульон недосолить.
|
|
|
|
|
|
|
|
Страница для любознательных
|
Стекло - 3
Невозможно представить жизнь современного человека без стеклянной посуды, стеклянных окон и зеркал, фотоаппаратов, телекамер и многих других оптических приборов.
История стекла (детям и взрослым)
III. ЦЕНА МАСТЕРСТВА
III.1. БЕЗЫМЯННЫЕ МАСТЕРА
Тысячу лет тому назад столицей Русской земли был Киев. В большом, красивом городе жили князья и бояре, торговые люди и ремесленники - и свои, и приезжие. На окраинах ютилась городская беднота.
Знойным летом 1017 года в городе возник пожар. Деревянные домики горели быстро. Ветер раздувал пламя. Большая часть Киева сгорела дотла, прежде чем удалось потушить пожар. Не все погорельцы смогли отстроиться заново: на месте целых кварталов так и остались на долгие годы угли и пепел.
Но ни тогда, ни сотни лет спустя никто, конечно, не мог бы подумать, что киевское пепелище поможет ученым разрешить, давний спор. О чем же спорили ученые?
Если вы заглянете в какой-нибудь старый, да и не очень старый, учебник по стеклоделию, то на первой же странице прочтете следующее: «Стеклоделие в России возникло в XVII веке, когда шведский мастер Юлий Койет построил первый стекловаренный завод под Москвой...» В одном из немецких справочников по стеклу написано: «1700 год. Начало возникновения стеклоделия в России при помощи немецких и богемских иммигрантов». Когда археологи находили стеклянные изделия в Крыму, на юге Украины и в Приднепровье, иностранные историки утверждали, что изделия эти привезены из Византии. Спорить с ними было трудно. И все, кто писал об истории стеклоделия, один за другим повторяли одно и то же.
Правда, русские ученые считали неправдоподобным, чтобы Россия в течение многих веков пользовалась лишь привозными стеклянными изделиями, в то время как другие ремесла были широко развиты в древней Руси. Ведь близость
Византии делала весьма вероятным прибытие на Русь и стеклоделов. Однако ученые ничем
не могли подтвердить правильность своих предположений.
Истина открылась случайно. В начале XX века украинский археолог Хвойко решил произвести раскопки на месте древнего киевского пепелища. Много дней члены экспедиции старательно докапывались до остатков от пожара, происходившего 900 лет назад. Много нового узнали они о жизни людей в Киевской Руси. Но каково же было удивление ученых, когда однажды они обнаружили остатки... стеклоделательной мастерской. Из-под слоев земли и пепла постепенно выступали каменные стены древних стекловаренных печей с огнеупорными глиняными горшками, наполненными застывшим стеклом. Там же нашлись и изделия киевских стекловаров — стеклянные браслеты и кольца различных цветов — голубые, синие, зеленые, желтые, фиолетовые, чёрные, большое количество стеклянных бус, а также тонкостенные бокалы, изготовленные, несомненно, выдуванием.
В ХХ веке было организовано еще много археологических экспедиций. И тогда выяснилось, что начало стеклоделия в России следует относить к X—XI векам и что уже в XII—XIII веках, в период расцвета Киевского государства, производство стеклянных изделий приняло значительные размеры: при раскопках в церквах были найдены мозаичные полы и картины, в домах горожан — стеклянные окна, украшения, посуда, игрушки для детей. Стеклянные изделия и, особенно, эмали киевские мастера делали лучше, чем их современники в Западной Европе.
В конце XIII века монголо-татарские орды ворвались в Киевскую Русь. Города были разрушены и разграблены, искусства и ремесла уничтожены. Русские люди целыми семьями и поселениями бежали в дремучие леса, предпочитая рабству суровое, полное лишений, но независимое существование. В глубине лесов начала развиваться жизнь. Появились и маленькие стеклоделательные мастерские — гуты. В гуте обычно стояла крохотная глиняная печь на несколько горшков, имелся небольшой запас песка, извести и соды, различные красящие вещества. Из умелых рук старых киевских мастеров выходили браслеты и бусы, бокалы и «потешные» графины — в виде различных забавных зверюшек.
На эти изделия был везде большой спрос, и они продавались даже в Москве, где были известны под названием «черкасского стекла».
Но продукции немногочисленных, маломощных гут было совершенно недостаточно для удовлетворения потребностей развивающейся России. Стекло требовалось всюду: на стол вместо медной и оловянной посуды, в окна взамен слюды и бычьего пузыря, для изготовления украшений и предметов роскоши.
В 1630 году, в царствование Михаила Федоровича в Россию приехал из Швеции «пушечных дел мастер» Юлий Койет. Приехал он, чтобы отливать пушки, но пушечное дело было в то время в России уже хорошо известно, были и свои знаменитые пушечные мастера, и, по всей вероятности, Койету показалось недостаточно выгодным заниматься этим делом. Увидев, что в России нет стекольных заводов, он решил, что много больше прибыли сможет получить, построив такой завод. Много изделий из стекла ввозилось в то время из-за границы, и стоили они огромных денег. За ту цену, какую платили за одну большую стеклянную банку, можно было купить целого тeлeнкa.
Обладателем многочисленных стад мог стать Койет, если бы его завод выпускал всего 10—20 таких банок в день. Это Койет учел и решил построить стекольный завод для изготовления аптекарской и прочей посуды.
Подходящее место было найдено в Московском уезде, недалеко от города Воскресенска. Здесь и построили завод — несколько деревянных строений с плавильными печами и трубами.
При царе Алексее Михайловиче начал работать второй завод в селе Измайловском, близ Москвы. Это был уже государственный, казенный завод. Выделывали там сулеи (бутылки, графины), оловейники (кувшины), ставцы (ковши), кружки, братины (ковши для вина), рюмки, стаканы, лампадки (светильники) и мухоловки. Гордостью Измайловского завода была отлитая на нем саженная (двухметровая) рюмка. Чудо-рюмка — выше самого высокого человека — была хитро украшена стеклянными нитями. Могла она вместить два ведра вина.
Особенно бурное развитие русского стеклоделия началось со времени общего промышленного подъема России, происходившего при Петре Первом. В то время было построено еще три государственных и шесть частных стекольных заводов, которые выпускали хрустальную посуду, а также оконные и литые зеркальные стекла. В первое время на заводах работали почти исключительно иностранцы, стекавшиеся в Россию со всех концов Европы в погоне за наживой. Платили иностранным мастерам очень большие деньги. Они считались незаменимыми и, во избежание конкуренции, старались никому не выдавать своих производственных секретов.
Однако русские рабочие быстро овладели новым делом. На заводах появились отечественные мастера-стеклодувы, которые постепенно полностью заменили иностранцев. Но их труд ценился совсем иначе: это ведь были главным образом крепостные смерды. Всю свою короткую жизнь надрывались они от непосильного труда у раскаленных печей, создавая стеклянные изделия, поразительные по тонкости художественной отделки, изобретательности и мастерству.
Тщательно хранятся в наших музеях эти бесценные вещи, и по сей день вызывая общий восторг. А крепостные рабы, их создавшие, получали за свой труд только плети да зуботычины, жили в нищете и умирали в безвестности.
Что знаем мы, например, о судьбе замечательного художника Александра Вершинина? Только то, что от стекольной пыли он получил чахотку, с горя запил и в холодную январскую ночь замерз под забором.
А ведь он был изумительно талантливым мастером-художником. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на сделанный им хрустальный стакан.
На стенках стакана изображены люди, гуляющие на берегу пруда. На деревьях сидят птицы, в небе летит стая диких гусей, вдали виднеется здание с колоннами.
Кажется, что стакан раскрашен. На самом деле здесь нет ни капли краски: между двойными стенками стакана вставлен с непостижимым искусством рисунок, составленный из цветной бумаги, соломы и мха. Наверху стенки спаяны, так что и не догадаться, что они двойные. Над этим стаканом Вершинин работал больше года.
Кто из русских мастеров сделал чудесный охотничий кубок?
На его стенке много круглых ямок; одни из них пустые, на других изображены охотничьи сцены.
Вот олень убегает от охотника, вот падает подстреленная утка, а сам охотник целится из кустов. Почему же не все ямки украшены рисунками?
Стоит посмотреть на свет через прозрачные стенки, и ответ придет сам собой: в пустых ямках, как в зеркалах, отражаются не один, а много рисунков; не один, а десятки охотников целятся из кустов в пролетающих уток.
Известны и другие шедевры стеклодельного искусства того времени.
Среди них изумительные по красоте вазы, кувшины и канделябры (подсвечники для большого числа свеч), выполненные по проектам лучших русских художников: Росси, Воронихина, Стасова и других.
Много ценных художественных произведений русских мастеров вывозилось за границу в виде
подарков правителям государств, королям, ханам и шахам.
III.2. В ПОЗОЛОЧЕННОЙ КЛЕТКЕ
Иначе жили мастеровые в Европе. В двух километрах от Венеции, в синей лагуне Адриатического моря лежит остров Мурано. Даже не в каждом справочнике упоминается о нем и о маленьком городке, который носит то же имя.
И действительно, что замечательного найдет здесь турист?
В двух километрах от Венеции лежит остров Мурано.
В городе Мурано сейчас едва наберется пять тысяч жителей. Среди них много рыбаков и моряков.
Есть в городе базилика, построенная семьсот лет назад, есть старинный епископский дворец, превращенный в музей. Вот почти и всё, что можно сейчас сказать об этом забытом городке.
А лет шестьсот тому назад остров Мурано был известен всему культурному миру.
В городе было тогда не пять, а двадцать пять тысяч жителей, и почти все они были искусными стеклоделами. На острове было около трехсот стекольных мастерских, школ, заводов.
Дорого ценились вазы муранской. работы, некоторые во много раз дороже золота.
Однажды император Максимилиан Австрийский попросил у герцога Бургундского взаймы большую сумму денег, около ста тысяч рублей золотом. Герцог ответил: он согласен одолжить деньги только в том случае, если император даст ему в залог равноценную вещь.
Тогда император прислал герцогу вазу из желтого стекла — всего-навсего одну вазу, сделанную мастерами из Мурано. И герцог этим удовлетворился, не стал требовать больше ничего.
Остров Мурано входил в состав Венецианской республики, но был он как бы государством в государстве, особой республикой стеклоделов. Эта стекольная республика имела свой собственный свод законов, чеканила свою монету, управлялась своим Верховным советом; его выбирали все граждане. Остров Мурано имел даже своего посла в Венеции.
Так высоко ценилось искусство стеклоделов, что каждый муранский гражданин, ставший мастером, получал дворянство. Имя его заносили в «золотую книгу» острова Мурано. Мастер-стеклодел имел право выдать свою дочь за самого родовитого и гордого венецианского вельможу, — такой брак считайся равным. О подобных правах и преимуществах не могли даже мечтать никакие другие ремесленники.
За все эти права и привилегии муранцы отдавали свою свободу.
Стеклоделы Мурано были птицами в позолоченной клетке: их мастерство считалось государственной тайной; они были узниками, заключенными на своем острове до самой смерти.
Каждый мастер находился под строгим
надзором тайной полиции. Ему нельзя было покинуть остров, уехать страну.
«Если какой-нибудь рабочий перенесет свое искусство из Венеции в место в ущерб республике, ему будет приказ вернуться.
Если он не повинуется, будут заключены в тюрьму лица, наиболее ему близкие, чтобы этим принудить его к повиновению.
Если он всё же будет упорствовать в желании остаться на чужбине, за ним будет отправлен человек, которому будет поручено убить его».
Таков был закон Венецианской республики. И этот закон выполнялся на деле.
В середине XVI века на острове работал знаменитый мастер Анджелло Беровиеро. Он делал замечательные цветные бокалы. Рецепты варки цветных стекол старый мастер аккуратно записывал в книжку в кожаном переплете.
Его подмастерье, Джиорджио Баллерино, улучив удобное время, выкрал у хозяина заветную книжку и переписал секретные рецепты.
Затем он положил книжку на место, а сам в темную бурную ночь бежал с острова.
На поиски беглеца были пущены по приказу совета Венецианской республики шпионы.
Два года искали они похитителя рецептов и, наконец, нашли его в маленьком немецком городке; там он открыл свою стекольную мастерскую.
И вот однажды ночью мастерская Джиорджио была подожжена; она сгорела дотла, а труп Джиорджио был найден с кинжалом в сердце.
Всё же некоторым муранцам удавалось иногда спастись от мести страшного совета и успешно устроиться на чужбине. Конечно, эти беглецы приносили с собой свое искусство в те страны, где они поселялись.
Певчая птица поет и в клетке. Муранские художники-стеклоделы, жившие в неволе, создавали изумительно прекрасные вещи.
Из тонких, прозрачных листков стекла выделывали они самые причудливые узоры — розы, драконов, крылья, банты — и украшали ими рюмки и бокалы.
Венецианские стеклоделы кропотливо лепили такие украшения самыми простыми инструментами — щипцами, крючочками, палочками.
Эта ювелирная работа требовала бесконечного терпения и удивительной ловкости. Тонкий стеклянный листок быстро остывал и твердел, его приходилось то и дело вновь разогревать. Из-за этого работали совсем близко от палящей жаром стекловаренной печи: если отойти подальше, то разогретый листок остынет по дороге.
Один из лучших муранских бокалов можно увидеть в петербургском Эрмитаже; высотою он в полметра, и стенки у него такие тонкие, что кажется, — дунешь на него, и он полетит, как пушинка. Его круглая глубокая чаша — совсем без украшений. Но зато ножка и, главное, крышка украшены необычайно. Здесь мы видим бантики, цветы, орнаменты; они вылеплены из тонких, как лепесток розы, лоскутков стекла. На высокой крышке наверху сидит маленькая птичка.
Трудно поверить, что всё это сделано из самого обыкновенного стекла.
Кажется, нет таких животных, которых не лепили бы муранские мастера из стекла: кубки и кувшины в виде птиц, кошек, тритонов, львов. Вазы в виде гондол, галер, колоколен, — всё это они лепили и выдували из того же послушного в их руках стекла.
Самой большой тайной муранцев было филигранное стекло: кувшин из прозрачного стекла, украшенный нитями молочного стекла, заложенными в самую толщу его стенок.
Долго не могли разгадать этот секрет муранских мастеров. Но перебежчики выдали его мастерам других стран. Стал он потом известен и в России под названием «вить».
Делают филигранное стекло так. Множество скрученных полосок молочного стекла укладывают в металлическую форму вдоль ее стенок. Затем в эту форму вдувают комок прозрачного стекла; полоски пристают к нему. Комок окунают еще раз в прозрачное стекло и уже после этого выдувают из него бокал или кувшин, внутри стенок которого оказывается, таким образом, сетка из стеклянных нитей.
Конечно, это очень тонкая работа, она удается только опытному мастеру.
Остров Мурано славился не только своим филигранным стеклом и бокалами с пышными украшениями. Муранцы умели замечательно расписывать по стеклу. Это искусство зародилось еще в древнем Риме.
До нас дошел римский кубок, на стенках которого изображена драка журавлей со сказочными человечками — пигмеями. В зарослях камыша крошечные воины с пиками и щитами храбро наступают на врага. Журавли отражают нападение, хлопая крыльями и щелкая длинными клювами.
Эта картина нарисована на поверхности кубка от руки. Камыши нарисованы зеленой краской, журавли — желтой, пигмеи — красной.
Муранцы разрисовывали свои бокалы и вазы еще лучше римлян; они красили кисточкой, накладывая на стекло цветную эмаль или тонкий слой золота.
В Венеции был обычай дарить на свадьбу раскрашенные бокалы на высоких ножках. На одном из бокалов портрет жениха, на другом — невесты. Из таких бокалов молодые пили вино на свадебном пиру.
Были и такие бокалы, на которых были нарисованы целые маленькие картины, изображающие чаще всегр разные приключения древнегреческих героев.
Рисунок золотом не так прочен, как рисунок эмалью: золото очень легко стирается, картина может погибнуть. Чтобы этого не случилось, муранские мастера стали покрывать свои рисунки сверху очень тонкой стеклянной пленкой. Пленка была прозрачна и поэтому незаметна.
Бокалы и вазы венецианской работы недаром бережно хранятся в музеях всего мира. В эти хрупкие, изящные вещи вложено много труда и искусства. Ведь те же самые инструменты и те же печи были прежде и у римлян и у византийских мастеров. Но никто, кроме муранцев, не умел так искусно обрабатывать стекло.
В наше время на острове работает около 100 маленьких мастерских, производящих непревзойденное венецианское стекло.
III.3. ЧЕРНИЛЬНИЦЫ И КУТРОФЛИ
К XVII веку стеклоделие существовало уже во многих странах мира. Большое внимание развитию этой отрасли промышленности уделяли англичане. Они внесли некоторые усовершенствования в процесс стекловарения, в частности, первые начали топить стекловаренные печи не дровами, а углем.
Английские стеклоделы не гнались за красотой или изяществом. Они делали прочные и удобные бутылки, рюмки, графины, стаканы.
Между прочим, они первыми стали приготовлять стеклянные чернильницы. До этого чернильницы делались из кожи, рога или металла. Английские стеклоделы изобрели также безопасные чернильницы, которые не проливались, если опрокидывались (чернильницы-непроливайки). Для этого края склянки загибались внутрь, — если чернильница опрокидывалась, то чернила попадали в глубину загиба и не могли вылиться.
Делали особые походные чернильницы — небольшие бутылочки с таким узким горлышком, чтобы могло пройти только гусиное перо. Их носили в боковом кармане на груди. На одном старинном рисунке изображен писец с такой чернильницей; под рисунком надпись: «Джек на службе».
Для богатых горожан выдувались стеклянные шары голубого цвета, с белыми полосами. Они назывались «мячи ведьм». Их ставили у подъездов домов: они будто бы предохраняли от болезней. Случалось, что эти талисманы неожиданно лопались со страшным шумом.
Какой-то английский мастер изобрел особый прибор — лампу-часы; уровень масла в стеклянной лампе понижался за час на одно деление. Если, например, лампу зажигали в одиннадцать часов и масло опустилось на четыре деления, то по одному взгляду на нее можно было догадаться, что сейчас три часа ночи. Правда, время определять по этому прибору можно было только приблизительно.
Немецкие мастера были не менее изобретательны. Но их изобретательность была совсем другого рода, зачастую она граничила с бессмыслицей. Самым обычным вещам они старались придать неожиданную, причудливую форму.
Так, например, они делали бокалы в форме мужского сапога и дамского башмачка или бокалы, изображающие лошадей, птиц, собак. А один мастер выдул кувшин в виде волынки, с двумя трубками и ручкой. Это был кувшин с секретом: из него никак нельзя было налить вина, хотя он был и полон. Секрет заключался в том, что кувшин надо было держать не за ручку, а за корпус. Мало того, когда вино начинало литься, оно вытекало не из широких и больших трубок, а через маленький боковой отросток, забрызгивая соседей; оказывается, большие трубки были бутафорскими.
Немецкие мастера выдумали самые нелепые в мире кубки — кутрофли. Чтобы напиться из кутрофля, нужно было запастись терпеньем: вино лениво ползло по трубкам и попадало в рот по капле. И всё время, пока человек пил, у него под ухом раздавались дикие крики аиста: это воздух проходил с трудом по узким каналам кубка.
Из «штрафного» стакана пить было еще труднее. По своей форме он напоминал опрокинутый на шляпу гриб. Пить из него можно тоже по каплям и только в том случае, если гриб всё время вращать.
По материалам Михаила Петровича Свешникова
|
|
|
|
|
|
|