Начало коренной ломки католичества положили так называемые
гуманисты, прямой противоположностью которых являлись так называемые
обскуранты.
Для ясности попробуем в двух-трех обыкновенных, понятных словах
охарактеризовать тех и других, руководствуясь при этом тем
впечатлением, которое осталось у нас после тщательного штудирования
эпохи Реформации.
Так называемые гуманисты: порядочные, умные, интеллигентные люди,
без косности и предрассудков.
Так называемые обскуранты: невежественные глупцы, темные и злые
дураки.
Из этих душевных свойств вытекали и поступки тех и других...
Одни писали умные книги, другие сжигали их; одни говорили здравые
человеческие слова, другие, возражая им. несли невозможную чушь, так
что, по словам одного летописца того времени: "Уши вянут, когда
слушаешь обскуранта".
Правда, гуманисты тоже иногда впадали в ненужную крайность.
Каждый гуманист думал, что умнее его никого и нет, и сейчас же
выдумывал новое религиозное усовершенствование. проповедовал новую,
свою собственную (остерегаться подделок!) веру.
Повторилась та же история, что с изобретениями и открытиями:
появилась мода на изобретения - все бросились изобретать что попало:
книгопечатание, порох, магнитную стрелку... Эту моду сменила другая:
открывать. Все лихорадочно ринулись открывать что подвернется под
руку, без всякого толку и смысла...
Понаоткрывалн разных земель - мода устарела... Уже считалось
признаком дурного тона, старомодным провинциализмом - открыть
какую-нибудь новую землю. Проезжая мимо неоткрытых еще земель,
мореплаватели делали вид, что не замечают их.
Образовалась в душах пустота - и пустота эта стала заполняться
разными вероучениями.
Кажется, достаточно было того, что один умный религиозный
человек, так паз. Мартин Лютер, исправил католическую религию, довел
ее до простоты, очистил от многих ошибок и заблуждении. Нет!
Появился еще какой-то Цвингли, который перевернул вверх дном всю
Швейцарию, доказал, что Лютер - постепеновец, обвинил его чуть ли не
в октябризме и стал устраивать религию по-своему: запретил церковное
пение, свечи и даже велел вынести из церквей все изображения святых.
Отсюда и пошла известная швейцарская поговорка: "Хоть святых вон
выноси" (1531 г.).
Проповеднику по имени Кальвин не понравился ни Лютер, ни Цвингли.
Он потер себе лоб и выдумал новое вероучение, сущность которого
заключалась в предопределении. Кальвин уверял, что люди заранее
назначены - одни к вечному спасению, другие к вечной гибели.
Конечно, проповедуя это, Кальвин, по своей теории, ничем уже и не
рисковал в будущей жизни. Раз ему заранее было назначено то или
другое, Кальвин делал в текущей жизни что ему вздумается.
По имени Кальвина его последователи стали называться гугенотами,
но даже и этот псевдоним не спас их от истребления (см. оперу
"Гугеноты").
Некоторое время гугеноты под именем пуритан еще держались в
Англии (Шотландия), но и там они постепенно вывелись. Теперь среди
англичан и днем с огнем не найдешь пуританина - все едят кровавые
ростбифы, ходят в кинематографы и даже изредка женятся друг на
друге.
Так, по свидетельству беспристрастной истории, все религии
постепенно вырождаются, мельчают и меркнут.