Психическое развитие и воспитание ребёнка 1-3 лет

  Русский Национальный Ресурс 
      Украшение блюд
      Букеты из конфет
      Детский праздник
 

 
 
 

Русский Национальный Ресурс

Страницы раздела
Российская энциклопедия
«МАТЬ и ДИТЯ»
Великолепное пособие для будущих и начинающих мам, подробно отвечающее на все без исключения важные вопросы

  • ВВЕДЕНИЕ
    Терминологический словарь
    Медицинская энциклопедия
    Часть I
    РОДИТЕЛИ

    ВЫ ХОТИТЕ ИМЕТЬ РЕБЁНКА

  • ЖЕНЩИНА
    Строение половых органов женщины
    Физиология половой жизни
    Нормальное функционирование
    Возрастные особенности
    Нарушения функционирования
    Расстройства менструальной функции
    Воспалительные процессы в женских половых органах
    Пороки развития и аномалии положения женских половых органов
  • МУЖЧИНА
    Строение половых органов мужчины
    Физиология половой системы и её возрастные особенности
  • МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СТАТЬ РОДИТЕЛЕМ
    Физическое здоровье
    Психическое здоровье
    Возраст родителей
  • ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
    Носители наследственной информации
    Характер наследования признаков
    Медико-генетическое консультирование
  • БЕСПЛОДНЫЙ БРАК
    Обследование мужчины.
    Причины мужского бесплодия
    Обследование женщины.
    Причины женского бесплодия
  • КАК ВЫБРАТЬ МОМЕНТ ЗАЧАТИЯ
  • МОЖНО ЛИ ВЫБРАТЬ ПОЛ БУДУЩЕГО РЕБЁНКА
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА ПЛОДА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ЕСЛИ НОРМАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО
    Искусственное осеменение
    Экстракорпоральное оплодотворение («ребёнок из пробирки»)
    Рождение ребёнка другой матерью (суррогатное материнство)
    Усыновление. Медицинские аспекты

    ВЫ ЖДЁТЕ РЕБЁНКА

  • ПРИЗНАКИ БЕРЕМЕННОСТИ
  • БЕРЕМЕННОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
    Внутриутробное развитие ребёнка
  • Плацента. Система мать-плацента-плод
  • Физиология беременной женщины
  • ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ
  • Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорожденного
  • ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ МАТЕРИ
    Болезни сердечно-сосудистой системы
    Гипертоническая болезнь
    Пороки сердца
    Гипотония
    Сахарный диабет у матери
    Ожирение
  • НЕСОВМЕСТИМОСТЬ КРОВИ МАТЕРИ И ПЛОДА
  • ОСЛОЖНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
    Ранний токсикоз
    ОПГ-гестоз
    Анемия у беременных
    Влияние абортов на течение и исход последующих беременностей
  • ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ БЕРЕМЕННОЙ
    ВИРУСНЫЕ БОЛЕЗНИ
    БАКТЕРИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ
    Микоплазмоз
    Токсоплазмоз
  • НЕВЫНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
    ПЕРЕНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И БЕРЕМЕННОСТЬ
    Влияние алкоголя на плод
    Влияние курения матери на плод
    Наркомания и беременность
    Будьте осторожны с лекарствами
    ВЕДЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ВРЕМЯ ПОСТАНОВКИ НА УЧЁТ В ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
  • МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
  • НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВНУТРИУТРОБНЫМ СОСТОЯНИЕМ ПЛОДА
  • ТРУД И ОТДЫХ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
  • ПИТАНИЕ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА БЕРЕМЕННОЙ
  • ОДЕЖДА И ОБУВЬ БЕРЕМЕННОЙ
  • АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ГИМНАСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ
    При беременности до 16 недель
    При беременности от 17 до 31 недели
    При беременности от 32 недель до родов

    ПОДГОТОВКА К РОДАМ

  • ПОДГОТОВКА К РОДАМ
  • КОГДА ВАМ РОЖАТЬ
  • ПОДГОТОВКА К ПРИЁМУ РЕБЁНКА
    Приданое
    Кроватка
    Комната
    Коляска
  • ЧТО ЕЩЁ ОСТАЛОСЬ СДЕЛАТЬ ПЕРЕД РОДАМИ
  • КОГДА ВЫЗЫВАТЬ МАШИНУ СКОРОЙ ПОМОЩИ
  • РОДИЛЬНЫЙ ДОМ
    РОДЫ

  • ПРИЧИНА НАСТУПЛЕНИЯ РОДОВ
  • НОРМАЛЬНЫЕ РОДЫ
    Предвестники родов
    Подготовительный период
    Начало родов
    Собственно роды
  • КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РОДОВ
    Особые случаи родов
  • РОДЫ ДОМА И ДОМАШНИЕ РОДЫ
  • ЕСЛИ РОДЫ НАЧАЛИСЬ В ДОРОГЕ
  • РОДЫ В ВОДУ? - не экспериментируйте
    Патологические варианты родов
  • Головные предлежания плода
    Тазовые предлежания плода
    Неправильное положение плода
    Многоплодная беременность
    Крупный плод
  • ОТКЛОНЕНИЯ В РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Слабость родовой деятельности
    Дискоординированная родовая деятельность
    Чрезмерно активная родовая деятельность
    Преждевременные роды
    Запоздалые роды
  • АКУШЕРСКИЕ ОПЕРАЦИИ
    Наложение акушерских щипцов и вакуум-экстракция плода
    Рассчение промежности
    Кесарево сечение

    ПОСЛЕ РОДОВ

  • ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА
  • КАК ПРИБЫВАЕТ МОЛОКО
  • ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ
  • МОЖНО ЛИ КОРМИТЬ ГРУДЬЮ, ЕСЛИ МАТЬ БОЛЬНА
  • ПИТАНИЕ КОРМЯЩЕЙ МАТЕРИ
  • ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ И ЛЕКАРСТВА
  • ДОПУСТИМЫЕ НАГРУЗКИ НА КОРМЯЩУЮ
  • ГОСТИ
  • ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ С РЕБЕНКОМ
  • КАК ВНОВЬ СТАТЬ КРАСИВОЙ
    Сон и прогулки
    Уход за телом
    Ваши руки должны быть нежными
    Если ноги устают
    Лицо и шея
    Зубы
  • ВЫ НАЧАЛИ ПОЛНЕТЬ ПОСЛЕ РОДОВ
    Как стать стройной
    УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ
    УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЁЖА
    УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ
  • КАК ОДЕВАТЬСЯ
  • ПОСЕЩЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
  • ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ
  • МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ
  • ЕСЛИ РЕБЁНОК РОДИЛСЯ МЁРТВЫМ
    Часть II
    РЕБЁНОК

    ПЕРВЫЕ ДНИ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

  • АДАПТАЦИЯ И РОДОВОЙ СТРЕСС
  • ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО
  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Кожа
    Волосяной покров тела и ногти
    Голова и лицо
    Нос
    Глаза
    Уши
    Полость рта
    Грудная клетка
    Живот
    Половые органы и молочные железы
    Сердце и система кровообращения
    Дыхание
    Эндокринная система
    Костно-мышечная система
    Стул
    Мочеиспускание
    Температура тела и терморегуляция
    Безусловные рефлексы
    Реакция органов чувств
    Движения и двигательная активность
    Мышечный тонус и поза ребёнка
    Психическое развитие
  • ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Преимущества грудного вскармливания
    Первое прикладывание к груди
    Как пробудить сосательный рефлекс
    Сколько молока нужно ребёнку
  • ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ, ПОДГОТОВКА К КОРМЛЕНИЮ И УХОД ЗА ГРУДЬЮ
    Поза матери и ребёнка
    Затруднения при кормлении
    Продолжительность кормления
    Как часто нужно кормить
    Нужно ли кормить ребёнка ночью
  • ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ
  • УХОД ЗА РЕБЁНКОМ
    Пупочная ранка
    Кожа и слизистые оболочки
    Опрелости
    Потница
    Пеленание
  • ПРОГУЛКИ
    РЕБЕНОК ОТ НЕДЕЛИ ДО МЕСЯЦА

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Органы чувств
    Зрение
    Слух
    Движения и управление телом
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
    Умение видеть и слышать
    Подготовка ребёнка к общению
    Поощрение любознательности
  • РЕЖИМ ДНЯ
  • ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Грудное вскармливание
    Смешанное и искусственное вскармливание
  • СЦЕЖИВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ МОЛОКА
  • ОБРАБОТКА ПОСУДЫ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ СТЕРИЛЬНОЙ СМЕСИ
  • СОН И БОДРСТВОВАНИЕ
  • ПРОГУЛКИ
  • ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
  • РЕБЁНОК ПЛАЧЕТ
  • КУПАНИЕ
  • ПУСТЫШКА
  • СОСАНИЕ ПАЛЬЦЕВ
  • ПОЛОЖЕНИЕ В КРОВАТКЕ
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Массаж
    Стимулирование двигательной активности
    Плавание
    Закаливание

    РЕБЁНОК С МЕСЯЦА ДО ПОЛУГОДА

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Кожа и волосяной покров
    Органы чувств
    Тактильная, болевая и температурная чувствительность
    Обоняние и вкус
    Зрение
    Слух
    Рефлексы и двигательная активность
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
    Своеобразие общения взрослого и младенца
    Предречевое развитие
    Первые привязанности
    Мир младенца
    Образ взрослого и образ себя
    Первые игрушки, первые игры
  • РЕЖИМ ДНЯ
  • ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Второй – четвёртый месяцы
    Пятый месяц
    Шестой месяц
  • РАННЕЕ ОТНЯТИЕ ОТ ГРУДИ ПРИ ОТСУТСТВИИ МОЛОКА ИЛИ ПО ДРУГИМ ПРИЧИНАМ
  • СОН И БОДРСТВОВАНИЕ
  • ПРОГУЛКИ
  • ВЫДЕЛЕНИЯ
    Стул
    Мочеиспускание
    Приучение к опрятности
  • РЕБЁНОК ПЛАЧЕТ
  • ПРИВИВКИ
  • УХОД ЗА РЕБЁНКОМ
  • ЧИСТЫЕ ПЕЛЁНКИ И ПОЛЗУНКИ
  • ОДЕЖДА
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Массаж и физические упражнения
    Плавание
    Закаливание

    РЕБЁНОК ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Органы чувств
    Зрение
    Слух
    Развитие движений
    Движения тела
    Движения рук
    Ползание
    Малыш учится вставать и ходить
    Причины отставания в двигательной активности
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА
    «Деловые» партнёры
    Развитие взаимоотношений с окружающими
    Общение и память
    Умение действовать с предметами
    Умение слушать и понимать
    Как учить малыша понимать значение слов
    Умение понимать и говорить
    Какие игрушки нужны ребенку
    Как играть с ребёнком
    Что лучше – порицание или похвала?
    О чём говорит зеркало
    «Кризис» первого года
  • РЕЖИМ РЕБЁНКА
  • ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Седьмой месяц
    Восьмой месяц
    Девятый месяц
    Десятый месяц
    Одиннадцатый месяц
    Двенадцатый месяц
  • ЗУБЫ
  • УХОД ЗА РЕБЁНКОМ
    Ежедневный туалет
    Купание
  • ОДЕЖДА
  • СТИРКА ДЕТСКОГО БЕЛЬЯ
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Массаж и физические упражнения
    Плавание
    Закаливание

    РЕБЁНОК ОТ ГОДА ДО ТРЁХ

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Развитие движений
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
    Восприятие окружающего мира
    О детской любознательности
    Сверстник: человек или игрушка?
    С чего начинается дружба
  • ОСВОЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА
    Действия с предметами
    От года до полутора лет
    От полутора до двух лет
    От двух до трёх лет
    Как учить ребенка действовать с предметами
    Как оценивать действие с предметом
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ
    Что даёт ребёнку речь
    Подготовка к активной речи
    Первое слово ребёнка
    Как помочь ребёнку заговорить
    Нарушения речевого развития
  • ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
    Какие бывают игры
    Истоки сюжетной игры
    Нужно ли учить ребёнка играть?
  • ЛИЧНОСТЬ В ТРЕХЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ
    Кризис трёх лет
    Воображение трёхлеток
    Несколько советов родителям «трудных» трёхлеток
    Страхи детей
  • РЕЖИМ ДНЯ
  • КОРМЛЕНИЕ. Часть 1-я
    Характеристика продуктов питания
    Белки
    Жиры
    Углеводы
    Минеральные вещества
    Витамины
  • КОРМЛЕНИЕ. Часть 2-я
    Рацион
    Меню
    Приготовление пищи
  • МАЛЫШ ЗА СТОЛОМ
  • ПРОБЛЕМЫ СО СНОМ
  • ЗУБЫ
  • ВЫДЕЛЕНИЯ
    Стул
    Мочеиспускание
    Приучение к горшку
  • ЕЖЕДНЕВНЫЙ ТУАЛЕТ
  • УХОД ЗА ВОЛОСАМИ
  • ОДЕЖДА И ОБУВЬ
  • АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
    Адаптация бывает разная
    Почему дети по-разному адаптируются к детским яслям
    Как помочь ребёнку адаптироваться к яслям
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Физические упражнения
    Закаливание

    ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАБОЛЕЛ

  • УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ
    НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
  • КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
  • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ
    Повреждения мягких тканей
    Повреждение костей и суставов
    Черепно-мозговые травмы
    Ожоги
    Отморожения
    Отравления
    Утопление
    Удушье
    Инородное тело

    НЕКОТОРЫЕ БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
    Этиология и лечение.
    Словарь-справочник

    СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Нервно-психическое развитие детей 1-го года жизни
  • Нервно-психическое развитие детей 2-го года жизни
  • Нервно-психическое развитие детей 3-го года жизни
  • Эмоциональное и психомоторное развитие недоношенных детей (по степени недоношенности) на 1-м году жизни
  • Cроки прорезывания молочных зубов
  • Календарь профилактических прививок
    ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
  • Основные источники пищевых веществ
  • Признаки качественности продуктов
  • Полезные свойства овощей и фруктов
  • Таблица замены продуктов по основным пищевым веществам
  • Суточные наборы продуктов для детей
  • Рекомендуемые объемы порций для детей различных возрастов
  • Масса продуктов в мерах объема
  • Рецепты блюд для детей до 1 года
  • Рецепты блюд для детей 1-3 лет
    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
    – Комплекс 1 (1-2 месяца)
    – Комплекс 2 (3-4 месяца)
    – Комплекс 3 (5-6 месяцев)
    – Комплекс 4 (7-8 месяцев)
    – Комплекс 5 (9-10 месяцев)
    – Комплекс 6 (11-12 месяцев)
    – Комплекс 7 (от 1 до 1,5 года)
    – Комплекс 8 (1,5-2 года)
    – Комплекс 10 (2,5-3 года)
  • ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
    – Комплекс 1 (от 2 до 4 недель)
    – Комплекс 2 (от 1 до 2 месяцев)
    – Комплекс 3 (от 2 до 3 месяцев)
    – Комплекс 4 (от 3 до 4 месяцев)
    – Комплекс 5 (от 4 до 5 месяцев)
    – Комплекс 6 (от 5 до 6 месяцев)
    – Комплекс 7 (от 6 до 9 месяцев)
    – Комплекс 8 (от 9 до 12 месяцев)
    – Комплекс 9 (от 12 до 14 месяцев)
  • ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ПЛАВАНИЮ
    В ДОМАШНЕЙ ВАННЕ
    – 1-й период (с 3 недель до 2 месяцев)
    – 2-й период (3-4 месяца)
    – 2-й период (5-6 месяцев)
    – 3-й период (7-9 месяцев)
    – 5-й период (10-12 месяцев)
  • ДЕТСКИЙ СТАДИОН В КВАРТИРЕ
  •  
    * * * * *
    ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
    Множество рецептов блюд для детей
    от 1,5-2 лет смотрите и во многих других разделах SuperCook.ru
  • Питание беременных
  • Естественное вскармливание
    Питание кормящей
  • Питание детей до 1 года
    Графики введения прикорма
    БЛЮДА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Общие принципы детского питания:
    — от 1 года до 3-х лет
    — от 3-х до 7-ми лет
    — от 7-ми до 11-ти лет
    — от 11-ти до 14-ти лет
    — питание детей во время учебы и экзаменов
  • БЛЮДА ДЛЯ ДЕТЕЙ в 1-3 ГОДА
  • БЛЮДА ДЛЯ ДЕТЕЙ в 3-7 ЛЕТ
    Закуски
  • Салаты и закуски
  • Бутерброды, масляные смеси, паштеты, горячие бутерброды
    Первые блюда
  • Супы мясные и рыбные
  • Щи, рассольники, борщи
  • Супы овощные, крупяные, с макаронами
  • Супы-пюре
  • Холодные супы
  • Супы из ягод и фруктов
    Вторые блюда
  • Блюда из мяса и печени
  • Из курицы и индейки
  • Рыбные блюда Блюда из овощей
  • Крупяные и макаронные блюда
  • Мучные изделия и выпечка
  • Блюда из яиц, творога и сыра
    Десерты и напитки
  • Сладкие блюда, сладкие соусы
  • Детские напитки
    Детский праздник
  • Как организовать праздник
    БЛЮДА ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ
    ДЕТСКОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ МЕНЮ
    Детское лечебное питание
  • При заболеваниях желудка с повышенной секрецией
  • При заболеваниях желудка с пониженной секрецией
  • При заболеваниях почек
  • При заболеваниях печени и желчных путей
  • При ожирении
  • О питании детей при простудных заболеваниях
  • О питании детей при аллергических заболеваниях
    Раздел:
  • ЛЮБИМЫЕ ДЕТСКИЕ БЛЮДА (рецепты)
    Молодым мамам
  • Бенджамин Спок
    "РЕБЁНОК И УХОД ЗА НИМ"
  • Януш Корчак "КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА"
  • НАЧАЛО ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА — беременность и уход за ребёнком первого года жизни
  •  
    * * * * *
     
     
    Новые сообщения L:
    L-01--directadvert
     
    L-02 -- oblivki.biz
     
    L-03--thor
     
    L-04 -- tizerlady
     
    L-05 -- LadyCash.ru
     
    L-06 -- gnezdo
    Загрузка...
     
     

    Раздел:
    Российская энциклопедия «МАТЬ и ДИТЯ»
    От подготовки к зачатию и беременности до 3-летнего возраста ребёнка.
    Впервые в российской практике все, необходимое родителям, объединено в едином энциклопедическом разделе. Энциклопедия поделена на удобные для пользователя тематические разделы, позволяющие быстро найти нужные сведения.
    Эта уникальная Энциклопедия для будущих мам, подготовленная под руководством академиков РАМН Г. М. Савельевой и В. А.Таболина, дает исчерпывающие сведения о зачатии, вынашивании ребенка, об уходе за ним, о развивающих занятиях родителей с малышом. В Энциклопедии тщательно учтены рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
    Энциклопедия помогает успешно справиться со всеми без исключения проблемами, возникающими в самый ответственный период жизни ребенка — с момента рождения до трех лет.
    Как протекает беременность, как подготовиться к родам, какие осложнения бывают при грудном вскармливании, как после беременности вновь стать красивой и стройной, сколько гулять с малышом, что ему приготовить, почему ребенок плачет?
    Тысячи советов и рекомендаций помогут вам вырастить ребенка здоровым и счастливым, дадут ответ на любой возникший вопрос. Большое внимание уделено развитию ребенка, что поможет вам избежать многих ошибок.
    Также см. разделы:
    Детское питание по возрастам, питание беременных и кормящих
    Хорошее питание детей и взрослых в реальных российских условиях; что не следует покупать в магазинах
    ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК!  |  Как организовать и провести детский праздник. Детские игры для разных возрастов.
    Любимые ДЕТСКИЕ БЛЮДА — сборник рецептов
    ДЕТСКОЕ ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ — еда, которая лечит. Детские лечебные столы 1—16
    Домашняя Медицинская Энциклопедия
    • Книги для начинающих мам:
    Бенджамин Спок «РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ» | Януш Корчак «КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА» | «Начало жизни вашего ребенка»

    Психическое развитие и воспитание ребёнка от года до трёх

    К раннему возрасту, который ограничивается временным промежутком от года до 3 лет, в психике ребенка закладывается основной фундамент всех последующих приобретений: малыш с помощью взрослого открывает для себя мир других людей и предметов, учится общаться и узнает назначение вещей и способы обращения с ними, начинает переживать свое собственное «я», отдельное от «я» другого человека, обретает первые привязанности, способность любить людей и доверять им, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится все более самостоятельным и настойчивым.

    Его самостоятельность во многом определяется тем, что ребенок в начале 2-го года жизни осваивает ходьбу. Замкнутое пространство кроватки и манежа неожиданно и волшебно распахивается, ребенок обретает свободу передвижения, привычную для нас, взрослых, но ощущение которой так обострено у только что вставшего на ноги малыша.

    В новом ракурсе для него открывается мир, наполненный невероятно интересными вещами, которые нельзя было исследовать, находясь в кроватке или на руках у мамы.

    Какие особенности психики ребенка от 1 года до 3 лет определяют его отношение к миру? Что его привлекает и огорчает, чего он хочет, к чему стремится?

    Попытаемся ответить на эти и множество других вопросов, волнующих родителей.

    Восприятие окружающего мира ребёнка от года до трёх

    Пожалуй, одной из самых отличительных особенностей психики маленького ребенка является ситуативность. Это не означает, что психическая жизнь малыша включается и выключается, подобно электрическому прибору. Она проявляет себя постоянно.

    Ситуативность определяется тем, что основной интерес ребенка в этом возрасте сосредоточен на том, что расположено в его поле зрения, что предоставляет ему та или иная наглядная ситуация. Все, что находится за пределами восприятия ребенка, не представляет для него интереса. Каждый предмет оказывается как бы аффективно заряженным (лат. affectus – душевное волнение, страсть), побуждая его действовать.

    Окружающие вещи как будто притягивают к себе ребенка. Он просто не может не открывать, не переворачивать или не бросать их. У годовалого малыша пока еще нет способности оперировать представлениями без опоры на окружающие вещи. Такая способность формируется постепенно на протяжении раннего возраста.

    Поэтому столь велика в его жизни роль предметов. Лишая его возможности действовать с ними, мы отбираем у ребенка возможность мыслить, а значит, и полноценно жить.

    Связанность ребенка наличной ситуацией накладывает отпечаток на все виды его деятельности, на все психические процессы. Так, память малыша функционирует преимущественно в форме узнавания и актуализируется в момент появления предмета или его исчезновения; мышление разворачивается как наглядно-действенное, проявляющееся в данной ситуации; познание окружающего мира осуществляется путем практических действий с предметами.

    Эмоции малыша также чаще и ярче выражаются в момент восприятия окружающего. Известно, что ребенка в этом возрасте легко успокоить: достаточно лишь привлечь его внимание к какому-либо предмету – и тот сразу же завладеет всем его существом.

    Выполнение того или иного практического действия с предметом зависит от того, насколько хорошо ребенок видит его.

    Предложите 2-летнему малышу сесть на стульчик, находящийся за его спиной, и вы увидите, как непросто ему справиться с этой задачей: ему необходимо держаться за него или прогибаться таким образом, чтобы видеть, куда он садится.

    Господство наглядной ситуации часто сказывается на выполнении инструкции взрослого. В опытах известного психолога А. Р. Лурии перед ребенком раннего возраста размещали игрушки, и взрослый просил его «взять рыбку», которая была расположена либо дальше других предметов, либо была менее яркой, чем они. Ребенок сразу же смотрел на нужную игрушку, тянулся к ней, но по пути встречалась другая, и он брал ее, а не ту, которую просил взрослый.

    Непосредственное, более сильное воздействие объектов легко нарушает выполнение заданий. Попросите ребенка принести какой-нибудь предмет, находящийся в поле его зрения, но достаточно далеко. Он охотно отправится за ним, но по дороге, скорее всего, увлечется чем-то другим и забудет о вашем поручении.

    Не следует обижаться на малыша за то, что он не выполнил вашей просьбы: его психика устроена таким образом, что он не всегда может «удержать» инструкцию взрослого, его внимание неустойчиво и легко отвлекается.

    Еще одна характерная черта психики ребенка раннего возраста – особая эмоциональность его восприятия.

    Мы уже говорили, что вещи притягивают, подчиняют себе малыша. Эмоциональность восприятия свойственна и нам, взрослым, но мы умеем отвлекаться от нее, волевым усилием подавлять свои чувства. Не так у ребенка. Своеобразие восприятия маленьких детей заключено в его страстности.

    Как радостно бросается ребенок к новому для него предмету или включается в уже известную, но интересную игру. Он оживленно перебирает игрушки, восторженно восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает их взрослому, стремясь разделить с ним свое удовольствие.

    Расставание с любимой игрушкой также вызывает взрыв чувств. Импульсивность, неустойчивость настроений, заражаемость эмоциями – эти качества детей отмечают многие исследователи раннего возраста.

    Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру – вот, пожалуй, главная особенность ребенка раннего возраста.

    Сказанное, конечно, не означает, что малыш никак не изменяется на протяжении этого периода. Он проходит огромный путь развития, на котором постепенно освобождается от «плена» наглядной ситуации.

    У него формируется система представлений, регулирующих его практическую деятельность, зарождается символическое мышление, позволяющее действовать по воображаемому плану. Он овладевает системой принятых в его культурном окружении сенсорных эталонов (имеется в виду формирование представлений о форме, цвете предметов, умение сравнивать и соотносить их, развитие фонематического слуха), познает себя как субъекта своей деятельности.

    Происходит постепенное высвобождение памяти от опоры на восприятие (например, на 3-м году жизни ребенок охотно делится со взрослыми своими воспоминаниями о каких-либо событиях; воспроизводит по образу действия, усвоенные ранее; гораздо чаще, чем прежде, выполняет словесную инструкцию).

    Все более произвольным становится и внимание ребенка: он может долго и сосредоточенно собирать пирамидку или разглядывать картинки в книжке, слушать рассказ взрослого.

    Все эти изменения происходят в процессе общения со взрослыми и сверстниками, а также в ходе индивидуальной деятельности малыша.

    О детской любознательности ребёнка от года до трёх

    Ребенок раннего возраста – живое и непоседливое существо. Он стремится все потрогать, попробовать на вкус, повертеть в руках – словом, исследовать.

    Любознательность – одна из существенных характеристик малыша. Из работ психологов, педагогов, медиков известно, что отсутствие любознательности, интереса к окружающему миру – тревожный признак, свидетельствующий о неблагополучии в развитии ребенка, его болезненном состоянии или плохом контакте с людьми.

    По данным американского психолога Б. Уайта, высокий процент «поведения без задачи», то есть проведения времени в бездействии (от 15 до 25% времени бодрствования), говорит о плохом развитии ребенка. Такая вялость, пассивность отличает детей, растущих в дефиците контактов со взрослыми. В свою очередь, равнодушие к окружающему миру влияет на содержание взаимодействия ребенка с другими людьми, обедняет его и затрудняет его налаживание предметного сотрудничества.

    Что интересует детей 2-го и 3-го года жизни в окружающем их мире?

    Ранний возраст – период активного исследования различных свойств предметов, их формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений предметов и их соотношений.

    Годовалый малыш поражает взрослых неиссякаемым интересом ко всему окружающему. Психологи заметили удивительную привлекательность для маленьких детей самых мелких предметов. Сидя на стульчике, ребенок может необычайно долго разглядывать крошки хлеба или печенья, маленького жучка, ниточку. Он смотрит на них, пытается взять в руку, вертит, перекладывает с места на место, пробует на вкус, кладет на другие предметы.

    Одно из любимых занятий, которое часто доводит взрослого до изнеможения, – выбрасывание предметов из кровати или манежа и наблюдение за результатом своего действия.

    Ребенок все время меняет положение предметов, изучает их под разным углом зрения и в разных соотношениях. Одновременно происходит тренировка его моторных способностей, мелких мышечных движений.

    Малыши могут часами вкладывать и выкладывать предметы из коробки на стол и, наоборот, открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов.

    Вплоть до 3 лет дети используют для изучения предметов один из генетически первых способов ознакомления с ними – через рот (лижут, надкусывают).

    Интересуют детей и крупные вещи, с которыми они пытаются обращаться так, как это делают взрослые. Они обожают включать и выключать телевизор, вертеть шланг пылесоса, раскачивать абажур, разглядывать машины на улице, витрины магазинов.

    Еще одна страсть детей этого возраста – игры с водой и песком. Пожалуй, нет других таких же подвижных и изменчивых субстанций, как эти. Расходящиеся круги по воде, исчезновение в ней предметов, приятные тактильные ощущения, меняющееся отражение, придание влажному песку любой формы и мгновенное разрушение ее – весь этот калейдоскоп впечатлений буквально завораживает ребенка. Каждое такое изменение для него – открытие.

    Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячами. Их можно закатывать в разные углы, подбрасывать вверх, ими интересно перекидываться с кем-либо из взрослых или сверстников, на них можно лечь и плавно покачиваться – в общем, производить массу разнообразных действий.

    Дети любят также играть с игрушками, которые имеют подвижные детали: куклами, у которых части тела можно сгибать и разгибать по своему усмотрению, а одежду снимать и надевать, машинками со свободно вращающимися колесами, открывающимися дверками, поднимающимися кузовами, куда можно складывать различные предметы и возить по комнате.

    И наконец, дети раннего возраста любят все, к чему прикасаются руки взрослых. Неважно, чем они заняты – подметают пол, разговаривают по телефону или варят обед, – ребенок сразу же стремится завладеть привлекательным предметом или присоединиться к их действиям. Оставшись наедине, он начинает воспроизводить увиденное, что подчас выглядит очень комично.

    На 3-м году жизни, как мы уже говорили, дети проявляют повышенный интерес к различного рода постройкам из кубиков, брусочков. Они проводят много времени за строительством башен, крепостей, мостов. Они любят разноцветные мозаики, переставляя их детали с места на место и получая каждый раз новый результат.

    В этом же возрасте усиливается интерес малышей к разговорам со взрослыми о различных предметах. В таких беседах ребенок получает вербальную информацию об их свойствах. Развивающееся мышление и связанное с ним воображение приводят к тому, что в поведении детей появляются сюжетные игры, отражающие те события, которые ребенок наблюдает в повседневной жизни. Впрочем, об этом мы поговорим отдельно.

    Сюжетные игры – это особая, сложная и одновременно увлекательная часть детской жизнедеятельности.

    В этом же возрасте возникает интерес детей к книгам. Вначале, на 2-м году жизни, их привлекает только процесс переворачивания страничек. Неважно, что книга лежит на коленях вверх ногами, – интересно то, что можно изменять положение страниц, а иногда, чего греха таить, и вырвать из нее парочку листочков, пока мама не видит.

    Почти все дети в этом возрасте любят рвать газеты, бумагу. Видимо, и здесь их привлекает возможность быстрого изменения формы и размеров листов.

    Но постепенно, с помощью взрослых, ребенок научается видеть, что книжка – это не только много соединенных вместе листочков. Она оставляет массу более интересных впечатлений – в ней знакомые и незнакомые предметы в ярком изображении, неожиданные сюжеты.

    Интерес малыша переходит на содержание рисунков, на сопровождающий их текст, который читает взрослый. Зарождается любовь к книге, без которой немыслима человеческая жизнь.

    Так на протяжении 2 лет развивается, совершенствуется, усложняется исследовательская активность ребенка. Любознательность – очень важное и нужное качество, в ценности которого вряд ли кто-либо сомневается. Но как много хлопот и тревог доставляет она родителям, особенно на 2-м году жизни малыша, когда его движения еще так неловки, а знания невелики!

    Интересуясь всем на свете, он залезает во все углы, опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, рвет книги и обои, грызет обувь или бабушкины лекарства. Помимо беспорядка в дом входит беспокойство за безопасность и даже жизнь малыша.

    Невероятная активность ребенка имеет еще одно неудобство. Он начинает кричать и плакать, если у него что-то отбирают, упрямо рваться в закрытую комнату, где, как он знает, есть интересные вещи.

    Что делать в такой ситуации?

    В отношении капризов из-за невыполненного желания, доходящих иногда до истерик, родители должны соблюдать твердость. Точно так же, как ребенок исследует предметный мир, он устанавливает для себя путем проб границы дозволенного в общении с людьми, пределы своего влияния на взрослого.

    На самом деле ему не нужна полная свобода и победа. Гораздо важнее для него – гарантия прочных связей и безопасности. Понимая это и не позволяя ребенку стать семейным тираном, взрослые должны мудро, где уступая, а где и настаивая на своем, помогать ему усваивать законы человеческого общежития.

    Что же должно быть в детском уголке у ребенка раннего возраста?

    Вот что рекомендует родителям и воспитателям Б. Уайт. Предложенный им список составлен в соответствии со стремлением детей к обследованию предметов, выполнению с ними простых двигательных действий.

    Ребенок должен иметь кукольные коляски, игрушки, которые можно возить за собой за веревочку, легковые машины и грузовики, книги с твердыми страницами, мячи разных размеров.

    У него должны быть куклы и фигурки людей и животных, ведерки, карандаши и бумага, простые мозаики, матрешки и пирамидки, игрушечный телефон, деревянные или пластмассовые панели с отверстиями разной геометрической формы (треугольной, прямоугольной, круглой) с соответствующими фигурками, пустые коробки всех форм и размеров, банки с крышками и другие хозяйственные вещи, вышедшие из употребления, но имеющие привлекательный вид, разноцветные кубики, несложные конструкторы, сюжетные игрушки для разыгрывания ситуации из домашней жизни, музыкальные инструменты, позволяющие изучать и сравнивать различные звуки (ксилофон, губная гармошка, бубен, шарманка и др.).

    Список можно увеличить по вашему усмотрению.

    Вы познакомились с основными особенностями психики ребенка раннего возраста, с тем, что его интересует в окружающем мире. А теперь поговорим о не менее важной сфере его жизни – общении с другими людьми.

    Сверстник для ребёнка от года до трёх: человек или игрушка?

    На протяжении всего раннего возраста взрослый остается центральной фигурой для ребенка. Деловое сотрудничество, сложившееся между ними на 1-м году жизни малыша, составляет основу их взаимодействий вплоть до того времени, когда ребенку исполнится 3 года. Но уже на 1-м году младенцы начинают проявлять интерес и к сверстникам.

    Если малышей поместить вместе, между ними возникает множество разнообразных контактов. Основные из них направлены на знакомство друг с другом как с интересным объектом: дети разглядывают сверстника, наблюдают за его действиями.

    Интерес к нему окрашен, как правило, положительными эмоциями. Но иногда они выражают и отрицательное отношение к другому ребенку: плачут, недовольные его близким соседством, раздражаются из-за бесцеремонного обращения сверстника.

    Это связано с тем, что дети часто не ограничиваются лишь созерцанием ровесника, а стремятся в прямом смысле обследовать его: они ощупывают ребенка, берут его пальчики в рот, дергают его за волосы, одежду – словом, ведут себя с ним так же, как и с игрушкой.

    Если рядом с ребенком посадить сверстника и положить куклу, то можно увидеть, что малыш обращается с ними практически одинаково: поковыряет глаз у куклы – и попытается проделать то же с соседом, похлопает куклу по голове – и повторит это действие с ребенком, поднимет и опустит ногу куклы – и сразу же попытается поэкспериментировать с живой «игрушкой». Такое обращение со сверстником конечно же не имеет ничего общего с жестокостью, оно связано исключительно с познавательной активностью малыша.

    Вместе с тем в поведении детей этого возраста выделяется группа действий, свидетельствующих о том, что ровесник воспринимается ребенком не только как неодушевленный предмет, но и как человек, которому можно адресовать такие же действия, как и взрослому: улыбнуться, что-то пролепетать, предложить игрушку, обменяться игрушками.

    Хотя и редко, младенцы стараются привлечь к себе внимание сверстника. Так, ребенок при виде другого малыша иногда начинает лепетать, вскрикивать, совершать какие-нибудь движения: например, раскачиваться, размахивать перед ним игрушкой. Но отвечать на такую инициативу дети обычно не стремятся, хотя они ее и замечают.

    Ребятишки оказываются малочувствительными к протестам, гневу ровесника, недовольного тем, что с ним обращаются как с игрушкой.

    В первой половине 2-го года жизни такое отношение к сверстнику не меняется, хотя в целом интерес к нему становится все более устойчивым. Дети часто и подолгу могут наблюдать за тем, как играет другой ребенок, как он разговаривает со взрослым. Разглядывают его одежду, внимательно смотрят в глаза, прослеживают направление взгляда.

    Заметный перелом в отношениях между детьми происходит после полутора лет. В этом возрасте идут на убыль действия с ровесником как с неодушевленным предметом, бурно нарастает доля инициативных действий, рассчитанных на то, чтобы заинтересовать собой ровесника.

    Одновременно малыши становятся более чувствительными к тому, как к ним относятся другие дети: их обращение друг с другом становится более деликатным. К концу 2-го года жизни между ребятишками разворачиваются игры, доставляющие им огромное удовольствие.

    И все же на протяжении первых 2 лет жизни в центре ее находятся взрослый и игрушка. Их появление отвлекает детей друг от друга, меняет направление их желаний.

    Как правило, самые яркие положительные эмоции от общения со сверстниками дети в этом возрасте получают не от совместной игры с предметами, а от совершенно особого, специфического, взаимодействия. Оно расцветает на 3-м году жизни, но начинает складываться уже в конце второго. Вот пример общения малышей двух с половиной лет.

    …В небольшом манеже расположились Ира и Рома. Оба радостно разглядывают друг друга. Ира отвлекается и смотрит по сторонам. Рома внимательно следит за направлением ее взгляда. Затем смотрит ей в лицо, шмыгает носом и выжидательно следит за направлением ее взгляда. Затем смотрит ей в лицо, шмыгает носом и выжидательно заглядывает в глаза девочки. Ира улыбается ему и тоже шмыгает носом.

    Оба смеются. Ира закрывает лицо руками и напряженно ждет. Рома, смеясь, заглядывает ей в лицо. Ира открывает лицо и с улыбкой начинает раскачиваться перед мальчиком. Рома весело повторяет ее движение, некоторое время дети сидят и качаются.

    Затем Рома хлопает в ладоши и выжидательно смотрит в глаза Ире. Ира с удовольствием подхватывает его действия – оба, смеясь, хлопают в ладоши. Вдруг Ира вскакивает и тут же весело падает перед мальчиком, смеясь, оглядывается на него. Рома сразу же подражает ей.

    Дети по очереди падают и встают, весело смеются. Ира радостно визжит, глядя в глаза Роме. Рома тоже визжит. Вдруг останавливаются, замерев, смотрят в глаза друг другу и с визгом одновременно падают. Эта игра повторяется 4 раза подряд.

    На первый взгляд подобное общение бесцельно, оно состоит в основном из беготни, веселых прыжков, кувырканий, возни, забавных движений, имитаций различных звуков, восторженных возгласов и других подобных же действий. К тому же детей бывает трудно успокоить после возбуждения от общения.

    Но какую радость доставляет эта игра малышам! Так непосредственно, раскованно, эмоционально они не ведут себя ни наедине, ни со взрослыми.

    Мы очень часто забываем о том, что ребенок – не только социальное, но и природное существо, которому трудно жить в условиях бесконечных правил и запретов. Правила, если взрослые требуют их неукоснительного выполнения, часто служат источником неврозов.

    Нередко случается, что врач-психотерапевт, анализируя причины невротических заболеваний пациентов, обнаруживает их корни именно в подавлении родителями проявлений непосредственности, эмоциональности, детской самобытности.

    Известный польский психиатр А. Кемпински объясняет, почему это происходит.

    Плоскости взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, пишет он, находятся на разных уровнях.

    Плоскость отношений со взрослыми – наклонная, где внизу находится ребенок с его потребностями, желаниями и умениями, а наверху – взрослый, во многом недосягаемый и авторитетный, к которому ребенок тянется, но дотянуться не может.

    А со сверстниками он общается на плоскости горизонтальной. Перед ним – равное существо, которое часто без слов понимает его состояние, которое так же, как и он, легко освобождается от внешних оков и готово разделить ценное и для него самого стремление к самовыражению, пусть и таким вот специфическим путем. В этом и заключена для ребенка прелесть общения с ровесниками, его важная психотерапевтическая роль.

    Что еще дает ребенку общение со сверстниками, какова та «прибавка», которую он получает в нем по сравнению с общением со взрослым?

    Американский детский врач Б. Спок считает, что общество даже годовалых детей учит ребенка жить в коллективе. Спок утверждает, что степень умения взрослого человека ладить с людьми на работе, в семье и со знакомыми определяется тем, как он умел в детстве ладить с другими детьми.

    В общении с равными партнерами ребенок приобретает умение постоять за свои права, адаптироваться в человеческом сообществе.

    Соотечественник Спока социальный психолог Т. Шибутани утверждал, что отсутствие опыта общения ребенка со сверстниками притупляет способность понимания других людей.

    Психологи установили, что общение маленьких детей – один из источников развития у них познавательной деятельности. В контактах с ровесниками ребенок получает дополнительные впечатления и яркие переживания, проявляет инициативу, обнаруживает и демонстрирует свои способности и силу. Это особенно важно для развития самосознания детей: показывая друг другу свои умения и качества, они сравнивают себя с ровесниками, идентифицируются с ними.

    Подражание жестами и действиями, демонстрация своих находок и совместное выполнение одних и тех же действий, попеременное наблюдение друг за другом и даже «обследование» физических свойств сверстников – все это свидетельства того, что ровесник в этом возрасте выступает для ребенка своеобразным «зеркальцем», в котором малыш видит отражение своего бытия.

    Итак, на 3-м году жизни возникает особая форма общения детей со сверстниками – эмоционально окрашенная игра. Но все же и к концу раннего возраста новый вид активности пока еще уступает по притягательности общению со взрослым и игре с предметами.

    Достаточно поместить между детьми игрушку – и радость от непосредственного общения может исчезнуть: предмет, как яблоко раздора, нарушает гармонию отношений, которая сменяется напряжением и борьбой за привлекательный объект. Играть одной игрушкой или уступить ее другому? Решить в этом возрасте очень непросто.

    Так что же делать? С одной стороны, детские контакты полезны для развития, а с другой – они же являются источником конфликтов и могут даже вызвать стойкую неприязнь детей к ровесникам.

    Как помочь детям увидеть в другом такого же человека, понять его желание, наладить взаимодействие?

    С чего начинается дружба у ребёнка от года до трёх

    Умение понимать и любить людей – одно из драгоценных качеств, составляющих основу человеческого общения. Нам кажется иногда, что такая способность изначально свойственна ребенку. Однако наблюдения показывают то, что представляется возникающим стихийно, на самом деле уходит корнями в воспитание, которое состоит порой из самых незначительных на первый взгляд мелочей.

    Вы уже убедились, что даже маленькие дети проявляют интерес друг к другу. Но как много времени проходит до той поры, когда они научаются правилам общения, умению ладить, уступать другому, учитывать его интересы.

    Психологи провели эксперимент с целью узнать, чего ждет дошкольник от своего ровесника, что его больше привлекает в нем – способность другого ребенка играть вместе с ним, умение хорошо рассказывать разные истории или доброе с его стороны, внимательное отношение?

    Оказалось, что дети предпочитают общаться с теми, кто лучше понимает их, умеет похвалить, оценить их достоинства. Вместе с тем выяснилось, что, желая получить похвалу и вызывать уважение к себе, дети не умеют дарить то же самое своим ровесникам.

    Во время эксперимента взрослому стоило большого труда помочь детям обнаружить и выразить свое отношение к положительным качествам друг друга. Приученные получать, наши дети плохо умеют отдавать. Видимо, именно на это взрослые должны обращать особое внимание.

    Когда, с какого момента нужно учить детей общаться? Очевидно, тогда, когда появляются первые ростки их интереса друг к другу. Наступает момент, когда взрослый может своим участием «повернуть ребенка» лицом к другому, помочь малышу увидеть в другом ребенке человека.

    Прежде всего постарайтесь поддерживать контакты детей «глаза в глаза». Это один из необходимых компонентов общения. Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как много можно выразить глазами. «Разговор» взглядов не менее информативен, чем вербальное общение.

    Психологи установили, что наименее популярны и среди сверстников, и среди взрослых дети, избегающие смотреть в глаза, опускающие взгляд или отворачивающиеся в ответ на взгляд другого. Привлекайте внимание малыша к лицу, глазам другого ребенка, пусть он называет его по имени, ласково поглаживает с вашей помощью – это один из способов установить личностный контакт между детьми. В итоге может возникнуть их положительная направленность друг на друга.

    Для организации таких контактов не нужно много времени. Вы можете использовать для этого прогулку с друзьями или соседями, у которых есть дети. Выделите несколько минут из своего общения и познакомьте детей друг с другом, помогите им завязать «разговор» на их детском языке.

    Можно организовать совместные игры взрослого с несколькими малышами. Взрослый одобряет их действия, поддерживает положительные эмоции по отношению к сверстникам. В этой ситуации взрослый – центр притяжения, именно в его руках оказываются нити, связывающие маленьких людей.

    Поскольку наиболее привлекательной для ребенка в этом возрасте является игрушка, которая заслоняет собой другого малыша и нередко служит причиной конфликтов, целесообразно устраивает сеансы «чистого общения», когда игрушки исключаются из детских контактов.

    Взрослый организует ласковый «разговор» детей, приглашая их полюбоваться друг на друга, или веселые игры в прятки, «Догонялки», «Сороку-ворону», «Ладушки».

    Не следует бояться эмоционально-непосредственных контактов детей. Взрослые часто опасаются их, стараются развести балующихся малышей в разные стороны. Помните, что, общаясь таким образом, дети учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние другого. Нужно только, чтобы общались они в присутствии взрослого.

    Если оказывается, что дети слишком возбуждены и перестали «видеть» друг друга, взрослому нужно мягко перевести их игру в более спокойное русло. Грубое насилие расстроит малышей и даст им образец негативных взаимоотношений с людьми.

    Факт, что игрушки часто служат помехой во взаимодействии детей, не означает, что предметы должны быть полностью исключены из сферы их общения. Если к вам в гости пришли друзья с ребенком, уделите 10–15 минут совместной игре детей. Это можно делать уже в конце 2-го года жизни.

    Посадите их за столик с игрушками (желательно, чтобы некоторые были в двух-трех экземплярах), присядьте рядом и помогите им играть вместе: по очереди складывать игрушки и ведерки, выкладывать их, кормить куклу, причесывать ее. Хвалите детей, предлагайте им похвалить друг друга, обращайте их внимание на действия партнера, начните вместе с ними строить из кубиков дорожку или башню.

    Сначала действия детей будут хаотичными, несогласованными, но ваше участие поможет им избежать конфликтов. Затем предоставьте малышам возможность поиграть по отдельности, но рядом. Суть предложенных занятий – установление личностного общения.

    С ребятишками 3-го года жизни, у которых уже сложились некоторые навыки сюжетной игры, можно организовать более сложные совместные игры. Для того чтобы дети не отвлекались и не забывали о приятеле, усадите их друг против друга за столиком с разложенными на нем атрибутами игры.

    Начинайте игру сами и постарайтесь увлечь детей сюжетом. Предложите им действовать по очереди, помогайте им играть, дополняя действия друг друга, принимая на себя те или иные роли. Рассказывайте малышам о том, что они делают. В дальнейшем игру можно перенести в детский уголок и предоставить детям возможность самим выбрать сюжет и игрушки.

    Совместные игры формируют у малышей не только желание и умение общаться, но и избирательные привязанности к партнерам, которые лягут в основу будущих дружеских отношений.

    Мы уже говорили об этом, да и все взрослые знают, что дети ссорятся из-за игрушек. Нравится нам это или нет, но дети по своей природе собственники. Прежде чем у них разовьется эмпатия, то есть великодушие, они должны установить для себя пределы безопасности – иными словами, постоянство окружения, в которое входят близкие взрослые, собственное место в доме, отношения с людьми, свои игрушки. Поэтому покушение на игрушку, которую ребенок считает своей, является покушением на его безопасность, на его личностное пространство.

    Даже взрослые часто не любят делиться чем-то с другими. И в то же время требуют от детей делиться своими игрушками. А ведь для малыша обладание машинкой или куклой то же самое, что для нас – владение, например, телевизором или машиной.

    Взрослым необходимо осознать право ребенка на собственность. Это снимет многие ненужные переживания и заставит задуматься над средствами для решения конфликтов между детьми, вместо того чтобы называть их «жадинами», «плохими мальчиками», «злыми девочками». Лекции о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят.

    Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка некоторым правилам жизни среди людей, в которые входит умение словами выразить свое желание, выслушать пожелания другого, обменяться, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера.

    В случае конфликта из-за игрушки взрослому нужно помочь детям найти выход из ситуации, предлагая им разные его варианты. Не всегда проблема решается благополучно, но воспитание всегда требует терпения, выдержки и такта. Главное в конфликтных ситуациях – перевести бесплодные отрицательные эмоции, а то и драку в поиск взаимного соглашения.

    Мы часто недооцениваем возможности детей принимать разумные решения. Практика показывает, что в детских яслях, где воспитатели внимательно и с уважением относятся к детям и их взаимоотношениям, царит атмосфера доброжелательности и спокойствия.

    Малыши, которые воспитываются дома, нуждаются в опыте общения с ровесниками не меньше, чем дети, посещающие ясли. Рано или поздно наступит момент, когда им придется расстаться с замкнутым миром семьи и вступить в общество других детей.

    Это общество развивается по своим законам, в чем-то похожим на законы взрослого мира, а в чем-то отличным от него.

    И чем раньше ребенок начнет общаться с равными себе партнерами, тем благополучнее будет складываться его жизнь в детском саду и школе.

    Конечно, все это возможно при условии, что родители будут принимать участие в становлении новой сферы взаимоотношений детей.




    Аренда серверов. Хостинг сайтов. Доменные имена:

    Новые сообщения C --- redtram:


    Новые сообщения C --- thor:



     
    Для организации праздничного стола:
         
    Новые сообщения oblivki.biz:
         
         
    Как делать замечательные БУКЕТЫ, ТОРТЫ И КОМПОЗИЦИИ ИЗ КОНФЕТ для подарков и украшения праздничного стола
    Это очень просто и доступно даже подросткам — читайте по порядку все страницы раздела:
         
    Занимательные сообщения LC:
         
    Всегда популярные вечные ценности человечества:
         
     
    Самые популярные сейчас разделы:
     
     
     
     
    Для доброго домашнего благополучия:
    Сказки с картинками, стихи, рассказы для малышей и для детей постарше, мультфильмы, фильмы-сказки, развивающие и познавательные материалы, детские блюда с пошаговыми фото для праздников и для улучшения детского аппетита.
    Замечательные рецепты с пошаговыми фото, тематические статьи.
     
     
    СПРАВОЧНЫЕ СТРАНИЦЫ
    ДОМАШНЕГО КУЛИНАРА
     
    ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
    ХОРОШЕЕ ПИТАНИЕ
         Как выбирать продукты в магазине
  • Все пищевые добавки Е
        Особо вредные добавки Е
  • Калорийность продуктов, cодержание белков, жиров, углеводов, свойства алкоголя
  • Витамины
  • Макро– и микроэлементы
  • Как ВАРИТЬ, ЖАРИТЬ, ЗАПЕКАТЬ
    Какая нужна кухонная посуда
  • 500 cоветов домашнему кулинару
  • Хранение продуктов в условиях квартиры
  • Пособие НЕУМЕЮЩИМ ГОТОВИТЬ – простые рецепты ежедневных и праздничных блюд

  • ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ
  • Сервировка стола
  • Оформление праздничного стола
  • Как складывать салфетки
  • ЗА СТОЛОМ – правила этикета
  • ВСЕ О ПРИЕМЕ ГОСТЕЙ
    УКРАШЕНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ БЛЮД
  • Банкетные блюда
  • Фуршетные блюда
    Украшение канапе
  • Праздничные блюда
  • 103 меню праздничного стола
  • Блюда в горшочках
  • Карвинг
  • Food Art – быстро, красиво и вкусно
    Букеты из конфет
  • Букеты из фруктов
    Оформление бутербродов
    Украшение пирогов
  • Изделия из слоеного теста
  • Сдобные булочки
  • Праздничные караваи
  • Пряники и пряничные домики
  • Айсинг
    Кондитерская мастика
  • Марципан
  • Кондитерские кремы
  • Домашние конфеты
  • Новогодняя энциклопедия
  • Как завязывать галстук
  • Как красиво повязать шарф
  • Как красиво завязать бант
  • Как оформить свадебное шампанское и праздничные бутылки
  • Как оформить свадебные бокалы

  • ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕПТЫ
    Быстрые блины, оладьи и пироги на кефире – готовить их не сложнее, чем поджарить яичницу
  • Блины
  • Оладьи
    ПИЦЦЫ, 13 видов теста для пиццы
  • Блюда в микроволновке
  • Блюда в пароварке
    Варёные яйца разные
    Замечательные блюда и гарниры из картофеля
  • Пельмени, кундюмы, вареники
    Каши
  • Пловы
  • Блюда из риса
  • Блюда из молока, молочных продуктов и яиц
  • САЛАТЫ
  • Винегреты
    Майонез, бешамель, соусы разные
    Запеченная рыба
    Шашлыки, маринады для шашлыков
    Замечательные десерты
  • Торты без выпечки
    Как выбирать мёд
  • ВОСТОЧНЫЕ СЛАДОСТИ
  • Домашнее мороженое
    Домашняя выпечка, торты, пироги
  • Жаворонки
  • Поваренное искусство и поварские приклады
  • Книга о вкусной и здоровой пище 1952
  • И МНОГОЕ ДРУГОЕ...

  • НАПИТКИ
  • Компоты, кисели, морсы
  • Чай и чайные церемонии
  • Лечебные и витаминные чаи
  • Кофе горячий, холодный, веселящий
        Кофейные десерты
  • Сбитни
  • Медовые напитки
    Гоголь-моголь
  • Квасы, березовицы, буза

  • Этот прекрасный мир вина
  • Как оценивать и подбирать вино
  • ДОМАШНЕЕ ВИНОДЕЛИЕ
  • Русские богатырские напитки
  • Русские настойки, наливки, ликеры, вина, игристые вина, пасхальное вино
  • Старинные рецепты вина
  • Домашнее пиво
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ САМОГОНА
  • Очистка самогона
  • Приготовление разных водок
  • Рецепты водок, настоек и наливок
  • ИСТОРИЯ ВОДКИ. Мифология водки

  • ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ, КОНСЕРВИРОВАНИЕ
  • Полезные свойства фруктов и ягод
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГРИБОВ
        Определитель грибов

    Сбор и заготовка грибов
         Грибная кулинария
  • Способы консервирования
    Заготовка мяса, сала и птицы
    Колбасы, буженина, карбонад
  • Заготовка рыбы и икры
  • Заготовка плодов, ягод и овощей
  • Весенние заготовки
  • Летние заготовки
  • Осенние заготовки
  • Оригинальные варенья
  • Киемы, бекмесы, джемы, повидло

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУХНИ
    Замечательные рецепты для ежедневного и праздничного стола

    Классические блюда народов мира
  • Кухни народов бывшего СССР
  • Традиции питания в странах мира
    РУССКАЯ КУХНЯ – беспримерные шедевры кулинарии
  • Французская кухня
  • Греческая кухня
  • Большое кулинарное путешествие
  • Грузинская кухня
  • Татарская кухня
  • Украинская кухня
  • И МНОГИЕ ДРУГИЕ...
    А также:
  • Охотничья кухня
  • Рыбацкая кухня
  • Походная кухня

  • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
  • Питание беременной
  • Естественное вскармливание
        Питание кормящей
  • Детские блюда по возрастам
  • Любимые детские блюда
  • Сладкоежка
  • Детское лечебное питание

  • ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК

    Блюда для детского праздника
  • Как организовать и провести детский праздник
  • Как сделать маскарадный костюм
  • Детские игры
  • Сказки и фильмы детям
    ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
     
     
    Die Нeidelbergere Schule der Astrologie
    Гейдельбергская Школа Астрологии
    ГОРОСКОПЫ на каждый день года по знакам зодиака
    Получив ключ к решению предстоящих задач, вы избежите многие неприятности и преодолеете все трудности.
    Ежедневное пользование этими уникальными по точности гороскопами научит вас психологическому совершенству, сделает вашу жизнь и отношения с ближними всегда счастливыми и успешными.
  • Астральная кулинария по знакам зодиака
  • Поздравления по знакам зодиака
     
    ДРУГИЕ ГОРОСКОПЫ:
  • ГОРОСКОП ДРУИДОВ
        Галльский древесный гороскоп
  • КИТАЙСКИЙ ГОРОСКОП
  • ЯПОНСКИЙ ГОРОСКОП
  • РОССИЙСКИЙ ГОРОСКОП
     
    ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ:
  • СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
        Календарь славянских праздников
  • Пантеон славянских Богов
  • КОМОЕДИЦА
        День весеннего равноденствия
        Начало славянского Нового года
  • Словарь русских сказок
  • История Нового года
        Рождество Солнца-младенца
        12 Ночей великого Йоля
  • История Деда Мороза
  • История Снегурочки


  • Новые сообщения R:
    R-01 -- thor
     
    R-02 -- oblivki.biz
     
    R-03 -- LadyCash.ru
     
     
    РАЗДЕЛЫ ДЛЯ УМНЫХ
    И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
    МУЗЕИ ВСЕГО МИРА — виртуальная экскурсия
  • Выставки в Москве
  • ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ
  • МУЗЫКА — СКАЧАТЬ
  • ФИЛЬМЫ — СКАЧАТЬ
  • СИЛЫ В ПРИРОДЕ — занимательная физика без формул для школьников, студентов и всех любознательных
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ для веселых и любознательных
  • Веселая история России
  • История стекла в истории человечества
  • Исторические кухни
  • А.Дюма. ИСТОРИЯ ЗАСТОЛЬЯ
  • Гиляровский «Москва и москвичи»
    Календарь «Великие СОБЫТИЯ и ОТКРЫТИЯ в истории человечества»
  • ХРОНОЛОГИЯ ФИЗИКИ
  • Справочник РФ
     
    УЧИМСЯ ОБОГАЩАТЬСЯ:
  • 10 самых успешных бизнесов

  • ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ
    Для обретения счастья в жизни необходимы 2 вещи:
    Любовь и Деньги (как у Али-Бабы)
     

  • Курс валют и драгметаллов
        Конвертор валют

  • ПОГОДА ВО ВСЕМ МИРЕ
    Метеопрогнозы:
         – почасовой на 3 дня,
         – на 3-12 дней,
         – на месяц,
         – температура воды.
  • Погода на месяц во всем мире
        Температура воды на курортах
  • Погода во всех странах мира
  • Погода в городах всего Мира
  • Погода в городах России
  • Погода в краях и областях РФ
  • Погода в Крыму и Украине
  • Погода в МОСКВЕ
        Температура воды в водоемах

    ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
  • 217 диет для похудения
  • R-диета — без таблеток, без голода
        Справочные таблицы веса
  • Лечебные диеты — столы 1-15
  • Лечебные диеты при заболеваниях
  • ДЕТСКОЕ ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
    Еда, которая лечит
    Детские диетические столы № 1-16

    ЗДОРОВЬЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ
     
  • МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    «МАТЬ и ДИТЯ» — все необходимые сведения от зачатия до 3-х лет ребёнка
  • Педиатрия. Уход за детьми
  • Словарь медицинских терминов
  • Бенджамин Спок
        «РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ»
  • Януш Корчак
        «КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА»
  • Комаровский Е.О.
        «Начало жизни вашего ребенка»
  • Простые способы укрепления
        иммунитета детей и взрослых
  • Причины иммунопатологий
  • Аллергии
  • Лечение иммунопатологий
  • Прививки и вакцинации
        Законы РФ, календарь прививок
  • Контрацепция – подробно
  • Контрацептивный крем COITIN
  • Геморрой, способы лечения
    Домашний САЛОН КРАСОТЫ
    Рецепты красоты
    Многие косметические средства, приготовленные самостоятельно, значительно эффективнее продающихся в магазинах.
    Только нестойкость в хранении препятствует их поставкам в торговую сеть.
     
  • ДОМАШНЯЯ КОСМЕТОЛОГИЯ — уникальные по эффективности рецепты и советы косметологов
  • Проблемные ногти
        Вросший ноготь — исправление
  • Забота о глазах
    Как улучшить зрение
  • КЕФИРНАЯ КОСМЕТИКА
     
    Домашний мастер-класс
    МАНИКЮР, ПЕДИКЮР, НЭЙЛ-АРТ
  • 12 уроков мастер-класса
     
     
    РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ
    в спасение своей замечательной бессмертной души
    Духовно устремляемся в Господние Райские Кущи у Подножия Небесного Престола, что не от мира сего.
     
  • ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ
  • БИБЛИЯ. Синодальный перевод.
        Полный текст с иллюстрациями

        — Ветхий Завет
        — Новый Завет
        — Псалтирь, псалмы 1-151
  • ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
         Богослужебный канон
         Символ Веры
         Десять Заповедей Моисеевых
         Какие бывают грехи в христианстве
         Как живут в православном Раю
         Святые молитвы
         Правила поведения в Храме
         Церковные требы
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
        — православные посты и праздники
  • Православная кухня на каждый день года
  • Что надо знать православному:
        138 ВОПРОСОВ и ОТВЕТОВ
  • 1400 советов св. отцов церкви
  • Блюда российских монастырей
  • Справочник рецептов постных блюд
        — без масла
        — с растительным маслом
     
    Рецепты постных блюд без масла и с постным маслом см.: ЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬ
     
  • Душеполезное чтение
  • Рождественский пост
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ
  • Рекомендуемое РПЦ чтение
        на каждый день Великого поста
  • ПАСХА — праздник праздников и торжество торжеств
  • Петровский пост
  • Успенский пост
  • ПОЛНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ИМЕНИН
    Календарь содержит все именины:
    — вселенских святых,
    — русских святых,
    — новопрославленных святых,
    — местночтимых святых, почитающихся в разных епархиях РПЦ.
  • Полный православный ИМЕНОСЛОВ
        История и значение имен
  • Правило Серафима Соровского
        Тайные молитвы семи Архангелам
        Ангелология
  • Евангельские версии отцов Христа
  • ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ХРИСТИАНСТВА:
        Кто воскресил Христа?
        Тайна Марии Магдалины
  • О Божественной мудрости устройства мира. Когда следует ожидать Второе Пришествие Христа
  • КАТОЛИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
        Католическая церковь
        Католические традиции

     
     
    ПОЧИТАТЕЛЯМ АЛЛАХА ВЕЛИКОГО И ВСЕМОГУЩЕГО
  • МУСУЛЬМАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
  • МУСУЛЬМАНСКАЯ КУХНЯ
        Мусульманские праздники
  • Краткая история мусульманства
  • Татарская кухня. Татарские обычаи
  • РЕЛИГИИ МИРА
  • Базовые сведения о религиях, религиозных учениях и священных книгах.


    Баллада
    о SuperCook.ru
     
     
    SUPERCOOK (суперповар) - произносится "СУПЕРКУК"
     
    Я в голову лишних
                                     проблем не беру —
    Для этого есть
                                SUPERCOOK точка RU.
    Помощник по дому,
                                        на кухне, в семье,
    Он быстро поможет
                                            всегда и везде.
    А если внезапно
                                        случится недуг —
    И тут на подмогу
                                   придет SUPERCOOK.
    И даже
                      в семейном бюджете дыру
    Поможет закрыть
                                SUPERCOOK точка RU.
    Расширит познанья,
                               даст правильный курс
    Великий могучий
                                     российский Ресурс.
    Ты можешь всю жизнь
                           в интернете блуждать —
    Полезней ресурса
                                          тебе не сыскать!


        






     

    ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?  Уникальные по точности гороскопы Гейдельбергской школы астрологии по знакам зодиака на каждый день года.
    Точное знание предстоящего позволяет успешно парировать все нежелательные внешние воздействия и иметь блестящий успех в любых обстоятельствах.
    Получив ключ к решению предстоящих задач, вы избежите многие неприятности и успешно преодолеете все трудности.

    КОЗЕРОГ
    Capricornus
    22.XII–20.I
    ВОДОЛЕЙ
    Aquarius
    21.I–19.II
    РЫБЫ
    Pisces
    20.II–20.III
    ОВЕН
    Aries
    21.III–20.IV
    ТЕЛЕЦ
    Taurus
    21.IV–21.V
    БЛИЗНЕЦЫ
    Gemini
    22.V–21.VI
    РАК
    Cancer
    22.VI–22.VII
    ЛЕВ
    Leo
    23.VII–23.VIII
    ДЕВА
    Virgo
    24.VIII–23.IX
    ВЕСЫ
    Libra
    24.IX–23.X
    СКОРПИОН
    Scorpius
    24.X–22.XI
    СТРЕЛЕЦ
    Sagittarius
    23.XI–21.XII


    20-23 декабря – так называемые "Дни Змеи", когда Солнце проходит 13-е зодиакальное созвездие Змееносца.
    На эти даты приходится Ночь зимнего солнцестояния – самая долгая ночь в году (2-я Ночь великого Йоля).


    Звёзды готовят нам судьбу, а мы готовим вкусные блюда!
    Хорошее вкусное питание резко повышает качество жизни, улучшает настроение и способствует осуществлению всех надежд.
    На ваш выбор 180 тысяч замечательных рецептов и украшений блюд.

    Главная страница SuperCook.ru   |   Сервировка стола, салфетки   |   Украшение блюд — замечательные праздничные рецепты   |   Быстрые блины и оладьи на кефире
    Домашняя выпечка, кремы   |   Пиццы, 13 видов теста для пиццы   |   Лучшие блюда и гарниры из картофеля   |   Шашлыки   |   Оригинальные украшения бутербродов
    Карвинг — резьба по овощам   |   Букеты и композии из конфет   |   Детские блюда, детский праздник   |   Постные блюда   |   и еще много-много всего вкусного
    Разные полезные сведения:
    Как завязывать галстук   |   Как повязывать шарф   |   Как завязывать красивые банты   |   Как оформить свадебное шампанское и праздничные бутылки   |   Как оформить свадебные бокалы
    Как принимать гостей. Правила этикета   |   Музеи всего мира   |   Хранение продуктов в условиях квартиры   |   Кулинария для начинающих   |   Сказки с картинками   |   и многое другое
    Сведения для верующих:
    Полный календарь именин   |   Православный именослов   |   Церковный календарь, как вести себя в церкви   |   Что должен знать православный христианин: 138 вопросов и ответов
    Постные блюда для мирян и постные блюда для монашествующих   |   Справочник рецептов постных блюд   |   Блюда российских монастырей   |   Православные обычаи и традиции
    Католический календарь   |   Мусульманский календарь   |   Мусульманская кухня   |   Религии мира, вероучительные и богослужебные книги разных религий
     

    Как стать счастливым?

     
     
     
    Rambler's Top100 Rambler's Top100
     
    Счетчик тИЦ и PR тИЦ и PR сайта supercook.ru