Личность ребёнка в раннем возрасте 1-3 лет

  Русский Национальный Ресурс 
      Украшение блюд
      Букеты из конфет
      Детский праздник
 

 
 
 

Русский Национальный Ресурс

Страницы раздела
Российская энциклопедия
«МАТЬ и ДИТЯ»
Великолепное пособие для будущих и начинающих мам, подробно отвечающее на все без исключения важные вопросы

  • ВВЕДЕНИЕ
    Терминологический словарь
    Медицинская энциклопедия
    Часть I
    РОДИТЕЛИ

    ВЫ ХОТИТЕ ИМЕТЬ РЕБЁНКА

  • ЖЕНЩИНА
    Строение половых органов женщины
    Физиология половой жизни
    Нормальное функционирование
    Возрастные особенности
    Нарушения функционирования
    Расстройства менструальной функции
    Воспалительные процессы в женских половых органах
    Пороки развития и аномалии положения женских половых органов
  • МУЖЧИНА
    Строение половых органов мужчины
    Физиология половой системы и её возрастные особенности
  • МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СТАТЬ РОДИТЕЛЕМ
    Физическое здоровье
    Психическое здоровье
    Возраст родителей
  • ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
    Носители наследственной информации
    Характер наследования признаков
    Медико-генетическое консультирование
  • БЕСПЛОДНЫЙ БРАК
    Обследование мужчины.
    Причины мужского бесплодия
    Обследование женщины.
    Причины женского бесплодия
  • КАК ВЫБРАТЬ МОМЕНТ ЗАЧАТИЯ
  • МОЖНО ЛИ ВЫБРАТЬ ПОЛ БУДУЩЕГО РЕБЁНКА
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛА ПЛОДА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ЕСЛИ НОРМАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО
    Искусственное осеменение
    Экстракорпоральное оплодотворение («ребёнок из пробирки»)
    Рождение ребёнка другой матерью (суррогатное материнство)
    Усыновление. Медицинские аспекты

    ВЫ ЖДЁТЕ РЕБЁНКА

  • ПРИЗНАКИ БЕРЕМЕННОСТИ
  • БЕРЕМЕННОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
    Внутриутробное развитие ребёнка
  • Плацента. Система мать-плацента-плод
  • Физиология беременной женщины
  • ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ
  • Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорожденного
  • ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ МАТЕРИ
    Болезни сердечно-сосудистой системы
    Гипертоническая болезнь
    Пороки сердца
    Гипотония
    Сахарный диабет у матери
    Ожирение
  • НЕСОВМЕСТИМОСТЬ КРОВИ МАТЕРИ И ПЛОДА
  • ОСЛОЖНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
    Ранний токсикоз
    ОПГ-гестоз
    Анемия у беременных
    Влияние абортов на течение и исход последующих беременностей
  • ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ БЕРЕМЕННОЙ
    ВИРУСНЫЕ БОЛЕЗНИ
    БАКТЕРИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ
    Микоплазмоз
    Токсоплазмоз
  • НЕВЫНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
    ПЕРЕНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И БЕРЕМЕННОСТЬ
    Влияние алкоголя на плод
    Влияние курения матери на плод
    Наркомания и беременность
    Будьте осторожны с лекарствами
    ВЕДЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ВРЕМЯ ПОСТАНОВКИ НА УЧЁТ В ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
  • МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
  • НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВНУТРИУТРОБНЫМ СОСТОЯНИЕМ ПЛОДА
  • ТРУД И ОТДЫХ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
  • ПИТАНИЕ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА БЕРЕМЕННОЙ
  • ОДЕЖДА И ОБУВЬ БЕРЕМЕННОЙ
  • АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
  • ГИМНАСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ
    При беременности до 16 недель
    При беременности от 17 до 31 недели
    При беременности от 32 недель до родов

    ПОДГОТОВКА К РОДАМ

  • ПОДГОТОВКА К РОДАМ
  • КОГДА ВАМ РОЖАТЬ
  • ПОДГОТОВКА К ПРИЁМУ РЕБЁНКА
    Приданое
    Кроватка
    Комната
    Коляска
  • ЧТО ЕЩЁ ОСТАЛОСЬ СДЕЛАТЬ ПЕРЕД РОДАМИ
  • КОГДА ВЫЗЫВАТЬ МАШИНУ СКОРОЙ ПОМОЩИ
  • РОДИЛЬНЫЙ ДОМ
    РОДЫ

  • ПРИЧИНА НАСТУПЛЕНИЯ РОДОВ
  • НОРМАЛЬНЫЕ РОДЫ
    Предвестники родов
    Подготовительный период
    Начало родов
    Собственно роды
  • КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РОДОВ
    Особые случаи родов
  • РОДЫ ДОМА И ДОМАШНИЕ РОДЫ
  • ЕСЛИ РОДЫ НАЧАЛИСЬ В ДОРОГЕ
  • РОДЫ В ВОДУ? - не экспериментируйте
    Патологические варианты родов
  • Головные предлежания плода
    Тазовые предлежания плода
    Неправильное положение плода
    Многоплодная беременность
    Крупный плод
  • ОТКЛОНЕНИЯ В РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Слабость родовой деятельности
    Дискоординированная родовая деятельность
    Чрезмерно активная родовая деятельность
    Преждевременные роды
    Запоздалые роды
  • АКУШЕРСКИЕ ОПЕРАЦИИ
    Наложение акушерских щипцов и вакуум-экстракция плода
    Рассчение промежности
    Кесарево сечение

    ПОСЛЕ РОДОВ

  • ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕРОДОВОГО ПЕРИОДА
  • КАК ПРИБЫВАЕТ МОЛОКО
  • ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ
  • МОЖНО ЛИ КОРМИТЬ ГРУДЬЮ, ЕСЛИ МАТЬ БОЛЬНА
  • ПИТАНИЕ КОРМЯЩЕЙ МАТЕРИ
  • ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ И ЛЕКАРСТВА
  • ДОПУСТИМЫЕ НАГРУЗКИ НА КОРМЯЩУЮ
  • ГОСТИ
  • ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ С РЕБЕНКОМ
  • КАК ВНОВЬ СТАТЬ КРАСИВОЙ
    Сон и прогулки
    Уход за телом
    Ваши руки должны быть нежными
    Если ноги устают
    Лицо и шея
    Зубы
  • ВЫ НАЧАЛИ ПОЛНЕТЬ ПОСЛЕ РОДОВ
    Как стать стройной
    УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ
    УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЁЖА
    УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ
  • КАК ОДЕВАТЬСЯ
  • ПОСЕЩЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
  • ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ
  • МЕТОДЫ КОНТРАЦЕПЦИИ
  • ЕСЛИ РЕБЁНОК РОДИЛСЯ МЁРТВЫМ
    Часть II
    РЕБЁНОК

    ПЕРВЫЕ ДНИ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

  • АДАПТАЦИЯ И РОДОВОЙ СТРЕСС
  • ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО
  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Кожа
    Волосяной покров тела и ногти
    Голова и лицо
    Нос
    Глаза
    Уши
    Полость рта
    Грудная клетка
    Живот
    Половые органы и молочные железы
    Сердце и система кровообращения
    Дыхание
    Эндокринная система
    Костно-мышечная система
    Стул
    Мочеиспускание
    Температура тела и терморегуляция
    Безусловные рефлексы
    Реакция органов чувств
    Движения и двигательная активность
    Мышечный тонус и поза ребёнка
    Психическое развитие
  • ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Преимущества грудного вскармливания
    Первое прикладывание к груди
    Как пробудить сосательный рефлекс
    Сколько молока нужно ребёнку
  • ТЕХНИКА КОРМЛЕНИЯ, ПОДГОТОВКА К КОРМЛЕНИЮ И УХОД ЗА ГРУДЬЮ
    Поза матери и ребёнка
    Затруднения при кормлении
    Продолжительность кормления
    Как часто нужно кормить
    Нужно ли кормить ребёнка ночью
  • ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ
  • УХОД ЗА РЕБЁНКОМ
    Пупочная ранка
    Кожа и слизистые оболочки
    Опрелости
    Потница
    Пеленание
  • ПРОГУЛКИ
    РЕБЕНОК ОТ НЕДЕЛИ ДО МЕСЯЦА

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Органы чувств
    Зрение
    Слух
    Движения и управление телом
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
    Умение видеть и слышать
    Подготовка ребёнка к общению
    Поощрение любознательности
  • РЕЖИМ ДНЯ
  • ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Грудное вскармливание
    Смешанное и искусственное вскармливание
  • СЦЕЖИВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ МОЛОКА
  • ОБРАБОТКА ПОСУДЫ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ СТЕРИЛЬНОЙ СМЕСИ
  • СОН И БОДРСТВОВАНИЕ
  • ПРОГУЛКИ
  • ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
  • РЕБЁНОК ПЛАЧЕТ
  • КУПАНИЕ
  • ПУСТЫШКА
  • СОСАНИЕ ПАЛЬЦЕВ
  • ПОЛОЖЕНИЕ В КРОВАТКЕ
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Массаж
    Стимулирование двигательной активности
    Плавание
    Закаливание

    РЕБЁНОК С МЕСЯЦА ДО ПОЛУГОДА

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Кожа и волосяной покров
    Органы чувств
    Тактильная, болевая и температурная чувствительность
    Обоняние и вкус
    Зрение
    Слух
    Рефлексы и двигательная активность
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
    Своеобразие общения взрослого и младенца
    Предречевое развитие
    Первые привязанности
    Мир младенца
    Образ взрослого и образ себя
    Первые игрушки, первые игры
  • РЕЖИМ ДНЯ
  • ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Второй – четвёртый месяцы
    Пятый месяц
    Шестой месяц
  • РАННЕЕ ОТНЯТИЕ ОТ ГРУДИ ПРИ ОТСУТСТВИИ МОЛОКА ИЛИ ПО ДРУГИМ ПРИЧИНАМ
  • СОН И БОДРСТВОВАНИЕ
  • ПРОГУЛКИ
  • ВЫДЕЛЕНИЯ
    Стул
    Мочеиспускание
    Приучение к опрятности
  • РЕБЁНОК ПЛАЧЕТ
  • ПРИВИВКИ
  • УХОД ЗА РЕБЁНКОМ
  • ЧИСТЫЕ ПЕЛЁНКИ И ПОЛЗУНКИ
  • ОДЕЖДА
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Массаж и физические упражнения
    Плавание
    Закаливание

    РЕБЁНОК ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Органы чувств
    Зрение
    Слух
    Развитие движений
    Движения тела
    Движения рук
    Ползание
    Малыш учится вставать и ходить
    Причины отставания в двигательной активности
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА
    «Деловые» партнёры
    Развитие взаимоотношений с окружающими
    Общение и память
    Умение действовать с предметами
    Умение слушать и понимать
    Как учить малыша понимать значение слов
    Умение понимать и говорить
    Какие игрушки нужны ребенку
    Как играть с ребёнком
    Что лучше – порицание или похвала?
    О чём говорит зеркало
    «Кризис» первого года
  • РЕЖИМ РЕБЁНКА
  • ВСКАРМЛИВАНИЕ
    Седьмой месяц
    Восьмой месяц
    Девятый месяц
    Десятый месяц
    Одиннадцатый месяц
    Двенадцатый месяц
  • ЗУБЫ
  • УХОД ЗА РЕБЁНКОМ
    Ежедневный туалет
    Купание
  • ОДЕЖДА
  • СТИРКА ДЕТСКОГО БЕЛЬЯ
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Массаж и физические упражнения
    Плавание
    Закаливание

    РЕБЁНОК ОТ ГОДА ДО ТРЁХ

  • РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
    Масса и размеры тела
    Развитие движений
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
    Восприятие окружающего мира
    О детской любознательности
    Сверстник: человек или игрушка?
    С чего начинается дружба
  • ОСВОЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА
    Действия с предметами
    От года до полутора лет
    От полутора до двух лет
    От двух до трёх лет
    Как учить ребенка действовать с предметами
    Как оценивать действие с предметом
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ
    Что даёт ребёнку речь
    Подготовка к активной речи
    Первое слово ребёнка
    Как помочь ребёнку заговорить
    Нарушения речевого развития
  • ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
    Какие бывают игры
    Истоки сюжетной игры
    Нужно ли учить ребёнка играть?
  • ЛИЧНОСТЬ В ТРЕХЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ
    Кризис трёх лет
    Воображение трёхлеток
    Несколько советов родителям «трудных» трёхлеток
    Страхи детей
  • РЕЖИМ ДНЯ
  • КОРМЛЕНИЕ. Часть 1-я
    Характеристика продуктов питания
    Белки
    Жиры
    Углеводы
    Минеральные вещества
    Витамины
  • КОРМЛЕНИЕ. Часть 2-я
    Рацион
    Меню
    Приготовление пищи
  • МАЛЫШ ЗА СТОЛОМ
  • ПРОБЛЕМЫ СО СНОМ
  • ЗУБЫ
  • ВЫДЕЛЕНИЯ
    Стул
    Мочеиспускание
    Приучение к горшку
  • ЕЖЕДНЕВНЫЙ ТУАЛЕТ
  • УХОД ЗА ВОЛОСАМИ
  • ОДЕЖДА И ОБУВЬ
  • АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
    Адаптация бывает разная
    Почему дети по-разному адаптируются к детским яслям
    Как помочь ребёнку адаптироваться к яслям
  • ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЁНКА
    Физические упражнения
    Закаливание

    ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАБОЛЕЛ

  • УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ
    НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
  • КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
  • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ
    Повреждения мягких тканей
    Повреждение костей и суставов
    Черепно-мозговые травмы
    Ожоги
    Отморожения
    Отравления
    Утопление
    Удушье
    Инородное тело

    НЕКОТОРЫЕ БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
    Этиология и лечение.
    Словарь-справочник

    СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Нервно-психическое развитие детей 1-го года жизни
  • Нервно-психическое развитие детей 2-го года жизни
  • Нервно-психическое развитие детей 3-го года жизни
  • Эмоциональное и психомоторное развитие недоношенных детей (по степени недоношенности) на 1-м году жизни
  • Cроки прорезывания молочных зубов
  • Календарь профилактических прививок
    ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
  • Основные источники пищевых веществ
  • Признаки качественности продуктов
  • Полезные свойства овощей и фруктов
  • Таблица замены продуктов по основным пищевым веществам
  • Суточные наборы продуктов для детей
  • Рекомендуемые объемы порций для детей различных возрастов
  • Масса продуктов в мерах объема
  • Рецепты блюд для детей до 1 года
  • Рецепты блюд для детей 1-3 лет
    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
    – Комплекс 1 (1-2 месяца)
    – Комплекс 2 (3-4 месяца)
    – Комплекс 3 (5-6 месяцев)
    – Комплекс 4 (7-8 месяцев)
    – Комплекс 5 (9-10 месяцев)
    – Комплекс 6 (11-12 месяцев)
    – Комплекс 7 (от 1 до 1,5 года)
    – Комплекс 8 (1,5-2 года)
    – Комплекс 10 (2,5-3 года)
  • ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ
    – Комплекс 1 (от 2 до 4 недель)
    – Комплекс 2 (от 1 до 2 месяцев)
    – Комплекс 3 (от 2 до 3 месяцев)
    – Комплекс 4 (от 3 до 4 месяцев)
    – Комплекс 5 (от 4 до 5 месяцев)
    – Комплекс 6 (от 5 до 6 месяцев)
    – Комплекс 7 (от 6 до 9 месяцев)
    – Комплекс 8 (от 9 до 12 месяцев)
    – Комплекс 9 (от 12 до 14 месяцев)
  • ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ПЛАВАНИЮ
    В ДОМАШНЕЙ ВАННЕ
    – 1-й период (с 3 недель до 2 месяцев)
    – 2-й период (3-4 месяца)
    – 2-й период (5-6 месяцев)
    – 3-й период (7-9 месяцев)
    – 5-й период (10-12 месяцев)
  • ДЕТСКИЙ СТАДИОН В КВАРТИРЕ
  •  
    * * * * *
    ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
    Множество рецептов блюд для детей
    от 1,5-2 лет смотрите и во многих других разделах SuperCook.ru
  • Питание беременных
  • Естественное вскармливание
    Питание кормящей
  • Питание детей до 1 года
    Графики введения прикорма
    БЛЮДА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ
  • Общие принципы детского питания:
    — от 1 года до 3-х лет
    — от 3-х до 7-ми лет
    — от 7-ми до 11-ти лет
    — от 11-ти до 14-ти лет
    — питание детей во время учебы и экзаменов
  • БЛЮДА ДЛЯ ДЕТЕЙ в 1-3 ГОДА
  • БЛЮДА ДЛЯ ДЕТЕЙ в 3-7 ЛЕТ
    Закуски
  • Салаты и закуски
  • Бутерброды, масляные смеси, паштеты, горячие бутерброды
    Первые блюда
  • Супы мясные и рыбные
  • Щи, рассольники, борщи
  • Супы овощные, крупяные, с макаронами
  • Супы-пюре
  • Холодные супы
  • Супы из ягод и фруктов
    Вторые блюда
  • Блюда из мяса и печени
  • Из курицы и индейки
  • Рыбные блюда Блюда из овощей
  • Крупяные и макаронные блюда
  • Мучные изделия и выпечка
  • Блюда из яиц, творога и сыра
    Десерты и напитки
  • Сладкие блюда, сладкие соусы
  • Детские напитки
    Детский праздник
  • Как организовать праздник
    БЛЮДА ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ
    ДЕТСКОЕ ПРАЗДНИЧНОЕ МЕНЮ
    Детское лечебное питание
  • При заболеваниях желудка с повышенной секрецией
  • При заболеваниях желудка с пониженной секрецией
  • При заболеваниях почек
  • При заболеваниях печени и желчных путей
  • При ожирении
  • О питании детей при простудных заболеваниях
  • О питании детей при аллергических заболеваниях
    Раздел:
  • ЛЮБИМЫЕ ДЕТСКИЕ БЛЮДА (рецепты)
    Молодым мамам
  • Бенджамин Спок
    "РЕБЁНОК И УХОД ЗА НИМ"
  • Януш Корчак "КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА"
  • НАЧАЛО ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА — беременность и уход за ребёнком первого года жизни
  •  
    * * * * *
     
     
    Новые сообщения L:
    L-01--directadvert
     
    L-02 -- oblivki.biz
     
    L-03--thor
     
    L-04 -- tizerlady
     
    L-05 -- LadyCash.ru
     
    L-06 -- gnezdo
    Загрузка...
     
     

    Раздел:
    Российская энциклопедия «МАТЬ и ДИТЯ»
    От подготовки к зачатию и беременности до 3-летнего возраста ребёнка.
    Впервые в российской практике все, необходимое родителям, объединено в едином энциклопедическом разделе. Энциклопедия поделена на удобные для пользователя тематические разделы, позволяющие быстро найти нужные сведения.
    Эта уникальная Энциклопедия для будущих мам, подготовленная под руководством академиков РАМН Г. М. Савельевой и В. А.Таболина, дает исчерпывающие сведения о зачатии, вынашивании ребенка, об уходе за ним, о развивающих занятиях родителей с малышом. В Энциклопедии тщательно учтены рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.
    Энциклопедия помогает успешно справиться со всеми без исключения проблемами, возникающими в самый ответственный период жизни ребенка — с момента рождения до трех лет.
    Как протекает беременность, как подготовиться к родам, какие осложнения бывают при грудном вскармливании, как после беременности вновь стать красивой и стройной, сколько гулять с малышом, что ему приготовить, почему ребенок плачет?
    Тысячи советов и рекомендаций помогут вам вырастить ребенка здоровым и счастливым, дадут ответ на любой возникший вопрос. Большое внимание уделено развитию ребенка, что поможет вам избежать многих ошибок.
    Также см. разделы:
    Детское питание по возрастам, питание беременных и кормящих
    Хорошее питание детей и взрослых в реальных российских условиях; что не следует покупать в магазинах
    ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК!  |  Как организовать и провести детский праздник. Детские игры для разных возрастов.
    Любимые ДЕТСКИЕ БЛЮДА — сборник рецептов
    ДЕТСКОЕ ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ — еда, которая лечит. Детские лечебные столы 1—16
    Домашняя Медицинская Энциклопедия
    • Книги для начинающих мам:
    Бенджамин Спок «РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ» | Януш Корчак «КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА» | «Начало жизни вашего ребенка»

    Личность ребёнка в раннем возрасте 1-3 лет

    Кризис трех лет

    Трехлетний возраст – переломный момент в жизни ребенка. По сути, это его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до 3 лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие в этот период можно назвать стремительным по сравнению с развитием на всех последующих этапах взросления.

    Один американский ученый предложил следующую процедуру определения сформированности ребенка как личности. Представьте себе новорожденного и взрослого человека, а теперь понемногу прибавляйте возраст младенцу и остановитесь в той точке, где он по основным, ведущим признакам будет больше понимать взрослого, чем неразумное дитя. Этим возрастом и окажется конец 3-го года жизни.

    Именно в 3 года у ребенка в основных чертах складываются характер, целостное отношение к миру, способность к целенаправленной и осмысленной деятельности, высокий уровень социального поведения, то есть сугубо человеческие способы существования в мире людей и физических объектов.

    Кроме того, у малыша формируется совершенно уникальное отношение к себе как части окружающего его мира, возникают первые достаточно зрелые структуры образа себя, основанные на опыте индивидуального предметного действия и общения с окружающими.

    Кризис 3 лет называют «трудным» возрастом. По свидетельству многих ученых, он отмечен повышенной конфликтностью и трудновоспитуемостью ребенка. Взрослым становится все сложнее управляться с усиливающейся строптивостью и несговорчивостью малыша. Однако и самому ребенку в этот период нелегко.

    «Трудный» возраст в первую очередь труден для него самого. Ломаются стереотипы в отношениях с окружающими, малыш начинает по-новому осмысливать действительность и свое место в ней. За короткий срок он меняется коренным образом.

    Если изменения в личности и сознании 3-летнего ребенка встречают понимание и поддержку окружающих, то вся негативная симптоматика его поведения легко преодолевается и не омрачает взаимоотношений взрослых со своим малышом, если нет – кризис принимает вид тяжело и остро текущего процесса.

    Негативизм, своеволие, упрямство. Трудности переходного периода у трехлетки подготавливаются всем его предшествующим развитием, когда новые черты постепенно проникают в его активную сферу и, закрепляясь в ней, создают своеобразную критическую массу, требующую кардинальной перестройки всей системы отношений малыша к миру – предметной деятельности, другим людям, самому себе.

    Эти три главные линии отношений, соединяясь и образуя качественно новый уровень личности ребенка, вступившего в критическую фазу развития, обеспечивают его готовность к принятию новых жизненных задач. С этого момента наступает перелом в мироощущении малыша, из-за чего становится нестабильным его поведение, повышается чувствительность к отношению взрослых, появляется несговорчивость.

    Возникновение кризиса не всегда совпадает с календарным возрастом ребенка. Он может обнаруживаться в диапазоне от 2 лет до 3,5 года. Наиболее типичен для него более короткий период – от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 2 месяцев. Это пик кризиса у большинства детей, после чего проблемы воспитания, связанные с личностной перестройкой, идут на убыль.

    До кризисной фазы своего развития малыш практически всегда послушен воле взрослого, охотно подражает ему во всем, и только огромная любознательность толкает его к нарушению родительских запретов и кратковременным стычкам со взрослыми.

    В середине 3-го года жизни у большинства детей возникает первый кризисный симптом – негативизм, когда ребенок внезапно перестает беспрекословно выполнять то, о чем его просят. В него как будто вселяется бес. Ему предлагают погулять, а он отказывается, хотя очень любит прогулки. Ему дают кашу на завтрак, а он требует кисель. Стоящий перед ним сыр упорно называет маслом, а просьбы мамы начинает выполнять с точностью до «наоборот».

    Многие родители для получения нужного результата вынуждены обращаться к малышу с абсурдными просьбами: «Не ешь быстро», «Не одевайся на прогулку», – только тогда малыш прибавляет в темпе или исполняет подразумеваемое.

    Складывается впечатление, что ребенок перестает получать удовольствие от одобрения взрослых и находит удовлетворение только в том, чтобы вывести их из себя.

    Он как бы специально провоцирует конфликт. Стоит согласиться с ребенком, называющим сыр маслом, как он тут же заявит: «А нет, это сыр». Ему все равно, что стоит на столе, – сыр или масло. Не установление истины, а спор со взрослым, противоборство с ним, похоже, становится его основной целью.

    Первичный негативизм (в самом начале 3-го года жизни) не страшен, не опасен, это не признак испорченного характера или изощренного желания досадить взрослому.

    Напротив, негативизм отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша – начавшуюся у него психическую эмансипацию от взрослого, его попытку выделить свое «я» в нечто особое. У ребенка возникают собственные желания и намерения, которые он и пытается противопоставить намерениям взрослых. Делает он это неумело. Но иначе и быть не может.

    Возможности детей заявить о своих намерениях еще очень ограниченны, а сами намерения они не в состоянии даже четко сформулировать. И поэтому поначалу предъявляют их взрослому как абсурдное противопоставление очевидному. Им говорят «да», а они твердят «нет», ничего другого не желая, кроме как дать понять: у них имеется собственное мнение, и они хотят, чтобы с ним считались.

    Если взрослые не пускаются в длительные споры с малышом, не пытаются искоренить «крамолу» в зародыше и настоять на своем любой ценой, а, напротив, поддерживают, превращают негативизм в игру, обучая малыша при этом выражать свои желания и намерения иначе, то негативизм очень скоро исчезает из отношений ребенка и взрослого, не закрепляется он и в поведении трехлетки. В противном случае он может стать для ребенка способом отстаивать свои замыслы и принесет ему много сложностей в общении со сверстниками.

    Постепенно собственные желания и намерения становятся все более отчетливыми и ясными для ребенка. Теперь он не просто заявляет о том, что они есть, но и пытается самостоятельно их реализовать, одновременно отказываясь от тех предложений взрослого, которые идут вразрез с его планами.

    Попробуйте предложить ребенку двух с половиной лет, увлекшемуся собственной игрой, другое, не менее привлекательное занятие, и вы обнаружите, что переключить его внимание удается уже далеко не всегда. Он может даже сочинить причину для своего отказа, более или менее правдоподобную и логичную: «Не могу принести тебе книгу, ее дракон порвал», «Не пойдем гулять, там снег и лужи, я ножки промочу». Ребенок становится своевольным.

    Многие взрослые болезненно переживают подобные ситуации, усматривают в них лживость и хитрость маленького строптивца. Боясь избаловать малыша или пропустить безнаказанным вопиющий обман, они с упорством, достойным лучшего применения, стараются сломить его сопротивление и обнаруживают, что трехлетка все более изощренно защищается от их посягательств.

    Если в общении с ребенком вы сталкиваетесь с подобными проявлениями своеволия и упрямства, будьте терпеливы, поймите своего малыша и не сердитесь на него. С ним происходит удивительное – он начинает отделять себя от взрослого, а свои действия – от действий других, он утверждает свое «я», строит представления о своих возможностях и умениях через ваше отношение к ним (уважительное или пренебрежительное), переживает особым образом свою отличность от других, свою самостоятельность.

    Гордость за достижение. Появлением негативизма и самостоятельности открывается переходный возраст. Затем к этим симптомам возрастного кризиса присоединяются и другие. Все вместе они образуют своеобразный поведенческий комплекс, который мы назвали «гордость за достижение».

    Он показывает, что в сознании и личности ребенка произошли существенные изменения, вызванные преобразованием его ведущей деятельности – предметно-практической активности.

    Малыш теперь чутко относится к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия и оценивает себя в соответствии с ними. В поведении это новое видение окружающей действительности и себя в ней может выражаться по-разному.

    Вы замечаете его самостоятельность, настойчивость и усидчивость в действиях с предметами, и это радует; но в то же время малыш гневается, когда задуманное им дело не ладится, сердится на замечания, выдумывает оправдания, если что-то не получилось, становится обидчивым и злопамятным, и это огорчает.

    Некоторые же проявления в детском поведении просто ставят в тупик: малыш принимается хитрить, слово у него не соответствует делу, а переживаемая эмоция – ее выражению. Так, говоря «сейчас», ребенок не трогается с места, а его громкие рыдания могут быть лишь демонстрацией горя, которого он не испытывает.

    Ребенок начинает копировать общественные цели взрослых – пытается гладить белье и убирать квартиру, как мама, лечить больных или чинить мебель, как папа, и очень переживает пренебрежительное отношение к своим притязаниям. Ряд симптомов, типичных для этого возраста, вызывается к жизни острой потребностью 3-летних малышей гордиться своими успехами.

    Дети претендуют на равноправие со взрослыми в предметно-практической деятельности и стремятся к успехам в ней. Если же достижений у малыша мало, если взрослые указывают ему преимущественно на его промахи и ошибки, а удачные действия воспринимают как нечто само собой разумеющееся и не требующее поощрения, ребенок начинает сочинять свои успехи сам, и в его жизни возникает малосимпатичный симптом – хвастовство несуществующими достижениями.

    «Я сегодня самый первый в группе съел обед», – рассказывает папе по дороге из детского сада малыш, который опять в одиночестве доедал остывший суп в наказание за медлительность. «Мой рисунок повесили на выставке», – сочиняет девочка, которой так и не удалось добиться успеха на занятиях в саду.

    Отсутствие признания со стороны взрослых больно ранит 3-летнего малыша. Успех и неуспех в делах в этом возрасте теснейшим образом связан с «я» ребенка, и непризнание его достижений – это его личное поражение, это сигнал о его малой ценности и значимости для окружающих.

    Перенести подобное ощущение и взрослому трудно, а каково малышу! Неудовлетворенность его потребности гордиться собой способна сделать ребенка неуверенным, слезливым, навязчивым и «лживым» – малыш вынужден пускаться на хитрости и обман, чтобы получить похвалу и признание окружающих.

    Справедливости ради надо отметить, что многие дети 3 лет отличаются бахвальством, даже если в достатке получают доброжелательные оценки взрослых. А. Адлер, известный немецкий психолог, считал, что «чувство победы», жажда быть положительно оцененным – характерная черта психологического облика малышей этого возраста.

    Поэтому не всегда следует пресекать детское хвастовство или разоблачать «врунишек», если, получив похвалу, они с помощью вымысла пытаются усилить ее, добавить к успеху еще немного. Время от времени можно делать вид, что вас просто поражают «достижения» малыша, и принимать на слово его красочный рассказ, каким бы немыслимым он вам ни казался.

    Однако все более частое хвастовство или стремление приписать себе заслуги, которых не было, должны насторожить взрослого, привлечь его внимание к себе самому – как он оценивает то, что делает ребенок.

    При любом уровне успехов малыша нужно доброжелательно относиться к его действиям в целом, тактично указывая на промахи и недостатки, но его самого оценивая позитивно.

    Поддержите и подбодрите ребенка, у которого что-то не выходит: «Не очень ровная линия получилась, но ты не расстраивайся, в следующий раз у тебя выйдет лучше, ведь ты очень старательный. Нужно просто ровнее держать руку и придерживать листок бумаги».

    Наивное хвастовство со временем уйдет из поведения малыша, а уважительное отношение взрослого к его делам запомнится и ляжет в основу самоуважения ребенка, осознания им ценности и уникальности своего «я», своей личности.

    Если же 3-летний ребенок не испытывает в полной мере уважения взрослого, в дальнейшем его личность окажется в чем-то ущербной, обделенной. Человек, которого не уважали в детстве, успехами которого не гордились, самолюбие которого ущемляли, никогда не научится уважать других и себя самого.

    Если у 3-летнего человека рождаются многочисленные планы и он становится инициативным, если его достижения привлекают внимание взрослого и доброжелательно им оцениваются, качественно новый уровень личности малыша, вступившего в кризис, оказывается своевременно и полноценно сформированным. Это – залог психического здоровья и успешного развития ребенка в дальнейшем.

    В противном случае, при небрежном или безразличном отношении к успехам маленького человека, в его поведении возникают негативные черты: он становится раздражительным, гневливым, легко впадает в аффект, капризничает, старается все сделать наоборот.

    «Я» ребенка в этом случае находит свое утверждение не в «гордости за достижение», что является продуктивным направлением в его развитии, а в «жажде победы над взрослым», в абсурдном противоборстве с ним, в стремлении достичь своей цели любой ценой, вплоть до истерии.

    Воображение трёхлеток

    В период перехода к дошкольному возрасту у детей возникает еще одна группа симптомов – она связана с воображением.

    В поведении малышей воображение проявляет себя различно. С одной стороны, оно ложится в основу предметной деятельности – ребенок приобретает способность предвидеть еще не полученный на практике результат, четко и достаточно полно представлять его себе, мысленно подбирать средства для его достижения.

    Кроме того, оно может проявляться в виде самостоятельной деятельности – игры воображения, когда ребенок сочиняет истории, реально с ним не происходившие, общается с воображаемыми собеседниками, домысливает видимое. С другой стороны, воображение может выступать в защитной функции.

    Например, хвастовство несуществующими достижениями есть не что иное, как работа воображения по защитному типу. Хронически «неуспешный» ребенок выдумывает свой успех, сочиняет его. И такое мнимое удовлетворение потребности гордиться признанием и поощрением взрослого конечно же малопродуктивно для развития ребенка и должно быть устранено из его поведения.

    Для этого нужно не разоблачать малыша, а помочь ему испытывать успех в действительности, не в мнимой, целиком выдуманной им ситуации, а при реализации ценного для ребенка действия.

    В поведении малышей этого возраста могут обнаруживаться и другие симптомы, которые свидетельствуют об активизации защитных свойств детского воображения.

    Так, при ущемлении самолюбия и достоинства ребенка, обостряющихся в 3 года, в его поведении нередко возникают наивные формы детской лжи. Он начинает валить вину на других реальных или вымышленных людей, скрывает свои провинности, изобретает несуразные причины своих поражений в действиях с предметами, а порой обманывает как будто без всякой причины. Вот типичный случай такого рода.

    «Что с твоими коленочками?» – спросила бабушка внука, забирая его из детского сада со сбитыми и густо смазанными зеленкой ножками. «Мама укусила», – ни минуты не задумываясь, ответил малыш. Дома на аналогичный вопрос мамы он ответил без смущения: «Бабуля укусила». А вечером, когда тот же вопрос мальчику задал папа, вернувшийся с работы, сын произнес: «Упал на асфальте. Зеленка щипала ножки».

    Однако чаще трехлетка обманывает с корыстной целью. Неодобрение взрослого, его порицания за провинности непереносимы для ребенка в кризисной фазе, его самолюбие обострено до предела, и, если оценки старшего излишне строги, а наказания чрезмерно суровы, малыш начинает защищаться с помощью лжи.

    Чтобы наивные вымыслы 3-летнего «врунишки» не укоренились и не стали стойкой чертой характера, следует не изобличать его во лжи, а пересмотреть систему своих оценок и строгость наказаний – соответствует ли их суровость провинностям малыша, нет ли в них избыточно обидного для его самолюбия.

    Как правило, ответственность за обострение негативных черт в поведении детей, вступивших в критический возраст, несут взрослые. О том, что именно их ошибки чаще всего вызывают неприглядную картину детского поведения, свидетельствует тот факт, что одни и те же дети могут быть невыносимы с мамой или бабушкой и вполне управляемы с папой или в детском саду.

    Такая избирательность в поведении детей – самый существенный признак того, что течение кризиса (обостренное, трудное, конфликтное или спокойное и продуктивное) тесно связано с характером взаимоотношений, складывающихся у ребенка с окружающими.

    Иногда малыш становился строптивым и капризным не потому, что близкие люди, порой сами того не ведая, препятствуют его самоутверждению, его самостоятельности и независимости. Сходные с кризисными симптомы могут возникать и тогда, когда ребенка искусственно подталкивают к выполнению заведомо непосильных для него заданий.

    Иметь одаренного ребенка стало престижно. Ранее развитие и всевозможные педагогические новшества овладели умами многих родителей. Не успеет малыш появиться на свет, как становится объектом самых разнообразных педагогических экспериментов: его окунают в прорубь, приучают жить в воде, сажают за разрезную азбуку – примеры чудо-детей не дают взрослым спокойно спать.

    Неуспехи или отказ ребенка воспринимать задание ужасно огорчают родителей. Если малыша начинать сравнивать с другими детьми (научившимися в 3 года читать или собирать замысловатые фигуры из кубиков), подталкивать к несвойственным ему действиям, усиленно натаскивать, чтобы был не хуже других, то он не только не развивается столь же успешно, как его сверстники, но, напротив, резко сдает в развитии. Кроме того, у него начинает портиться характер: он злится, нервничает, делает все наоборот, хитрит и изворачивается. Это типичные симптомы кризиса недоразвития.

    Непосильные требования к малышу и его объективная неготовность им соответствовать создают стрессовую ситуацию для ребенка, невротизируют его личность. И теперь, для того чтобы из поведения малыша исчезли симптомы кризиса недоразвития, придется действовать иными средствами – резко сбавлять уровень родительских притязаний и создавать условия для того, чтобы ребенок сам потянулся к занятиям, сам захотел освоить предлагаемые задания.

    Это может произойти гораздо позже, чем хотелось бы родителям, но вероятно также, что, начав выполнять такие задания позднее, чем сверстники, ребенок усвоит все действия быстрее и полнее, чем те дети, которые приступили к своим трудным урокам раньше.

    Несколько советов родителям «трудных» трёхлеток

    Истерика. Кто из взрослых не оказывался хотя бы раз в ситуации, когда любимое чадо, получив отказ, закатывало истерику на людях. У некоторых детей истерика ограничивается бурными рыданиями, постепенно переходящими в судорожные всхлипы, у других она имеет вид «двигательной бури» – малыш падает на пол, стучит ручками и ножками и издает истошные крики на пределе своих возможностей.

    Чаще всего истерики свойственны нервным и легковозбудимым малышам или детям истеричных родителей, но могут возникать и у вполне уравновешенных и здоровых детей. В 3 года у ребенка усиливается стремление к реализации своей воли, своего желания.

    Нужная ребенку вещь или ценное в его глазах дело – сильнейший раздражитель в этом возрасте. Если воля взрослого и его запрет встают на пути малыша к облюбованной им цели, он может сорваться в истерику.

    Стоит только раз уступить силовому давлению ребенка – и вы будете сталкиваться с истерикой все чаще и чаще. Умело используя ваш испуг и растерянность, малыш будет искусно манипулировать вашим страхом перед истерическим припадком и закатывать сцены всякий раз, когда ему нужно будет выудить у вас желаемое. Истерия – не заболевание в полном смысле этого слова. Это скорее болезнь скверного характера.

    Пресекать ее следует сразу и самым решительным образом.

    Как только вы столкнулись с истерической бурей впервые, дайте понять своим полным безразличием к ней, что это ни в коем случае не способ добиться вашего согласия.

    Истеричному ребенку, как правило, нужна «аудитория». Он никогда не плачет «для себя», а только для других. Поэтому для начала лишите его зрителей. В одиночку он успокоится быстрее. Как только всхлипы и стенания станут слабее, подойдите к нему как ни в чем не бывало и совершенно спокойным тоном задайте отвлеченный вопрос: «Ты помнишь, это я тебе обещала почитать интересную книжку или другому мальчику?» Скорее всего, ребенок не сразу отзовется на ваш призыв.

    Ни в коем случае не давайте никакой оценки малышу в связи с недавней истерикой, не обсуждайте его поведение, показывая, что оно вам безразлично. Сделайте вид, что ничего не произошло. Ребенок не должен осознать (и это важно!), что его поведение вас огорчило или вывело из себя.

    Трехлетка злопамятен, в другой раз он закатит истерику нарочно, чтобы разозлить вас, обратить ее в средство мести, если как способ давления она не подействовала. А истерика не должна запечатлеться в его сознании как средство, что-то меняющее в ваших отношениях.

    Убирайте ее из поведения ребенка абсолютным безразличием, нулевым эмоциональным отношением к ней. Она ничто, она ничего не дает, не вызывает у вас абсолютно никакого отклика, по которому можно определить ее пригодность для воздействия на взрослого.

    Дети-нытики. Однако гораздо чаще родителей допекают не столько острые истерические проявления, сколько изматывающие душу нудные, плаксивые просьбы малышей. Дети-нытики могут часами канючить что-либо, не внимая никаким резонам.

    Если в 2 года ноющего ребенка еще удается отвлечь и переключить на что-то другое, то с трехлеткой это получается не всегда. Он гораздо упорнее, артистичней и изобретательней в сеансах слезных выклянчиваний. Демонстрация горя и отчаяния у него много сильнее, чем само чувство недовольства взрослым.

    Малыш может и вовсе не испытывать никакого горя в связи с отказом, и его слезливая просьба может быть чистой воды игрой. Трехлетке очень свойственны демонстративные формы поведения, и при неблагоприятном стечении обстоятельств он может стать маленьким притворщиком или назойливым нытиком. Как бороться с капризами слезливого малыша?

    Лучше всего не допускать их сразу. Будьте внимательны к просьбам детей. От 2 до 3 лет для них типичен повышенный интерес к вещам, принадлежащим взрослым. Через действия с ними они как бы вырастают в своих глазах, приобщаются к таинственному миру взрослой жизни, к «взрослым» целям.

    Постарайтесь свести к минимуму количество тех вещей, которые ребенку трогать нельзя (лекарства, плита, электрические приборы, острые предметы). Остальные по мере возможности и при своем участии вводите в его обиход.

    Как показывает опыт, дети, которым запрещают трогать лишь необходимый минимум предметов, никогда не нарушают запретов в отношении этого набора и обычно не склонны к слезливым просьбам. У них нет нужды преодолевать бесчисленные и не всегда обоснованные запреты взрослых такими приемами – слезами и нытьем.

    Если же вам трудно удовлетворить просьбу ребенка и вы вынуждены ему отказать, то сделайте это хотя и решительно, но аргументированно. Мотивы отказа должны быть понятны ребенку и не оставлять у него ощущения произвола с вашей стороны. Очень хорошо действуют фантастические, сказочные причины отказа: «Как! Ты не знаешь, что эти часы сделал гномик Ворчун? Он никому не разрешает их брать, потому что…»

    Дайте простор своей фантазии. Эти вымышленные вами персонажи окажутся очень полезными и в дальнейшем. Не вы отказываете ребенку, а они. Кроме того, самые невероятные и фантастические аргументы сказочных героев, «запрещающих» трогать взрослые вещи, гораздо доходчивее для малыша, чем самые разумные, по вашему мнению, причины отказа.

    Если же слезливый тон уже упрочился и время упущено, нужно попытаться избавить малыша от привычки ныть. Сделайте вид, что вы готовы исполнить то, что он хочет, но не можете его понять.

    Попросите ребенка: «Скажи хорошим голосом, а то я ничего не поняла». Если он по-прежнему ноет, предложите в шутку свои версии его просьбы: «Ты хочешь, чтобы я отдала твоего мишку Кате?»

    Дети, как правило, поддаются на эти провокации и перестают плакать, с негодованием отвергая ошибочные трактовки своих просьб. Тогда попросите ребенка еще раз и нормальным голосом изложить то, чего он хочет. И если малыш преодолел себя и высказался без привычной слезы в голосе, постарайтесь удовлетворить его просьбу, какой бы трудной она для вас ни оказалась.

    Если выполнить ее все же невозможно, то прибегните к фантазии и предложите ему что-то другое, не менее привлекательное. Только не говорите снова и безо всяких объяснений «нет». Чаще всего дети-нытики – это не безнадежно избалованные капризули, а малыши, замечательные свойства которых – любознательность, активность и стремление к самостоятельности – не находят своего законного удовлетворения.

    Агрессивность. Обычно у детей раннего возраста агрессия выражается и вербально (угрозы, обещания убить, разорвать на кусочки), и в виде физического действия (ребенок кусается, дерется, плюет). Однозначно трактовать подобные выходки детей нельзя.

    Агрессия может иметь самые разнообразные причины. Однако если она не следствие психических отклонений, то ее внедрению в поведение малыша обычно способствуют педагогические ошибки взрослых. Чаще всего агрессия свойственна детям, которых подвергают физическим наказаниям или которым часто угрожают на словах. Она становится формой поведения, заимствованной у взрослых.

    Сталкиваясь с ответной агрессией малыша, родители, исповедующие заповедь «пожалеешь розгу – испортишь ребенка», чаще всего склонны бороться с ней путем еще более суровых наказаний и, как правило, добиваются своего. Ребенок перестает поднимать руку на взрослых, покоряется старшим.

    Ничего хорошего для развивающейся личности эта практика не дает – не исключено, что с возрастом он станет ущербным, боязливым и внутренне недобрым человеком.

    Если же родители, впервые столкнувшись с «заимствованной» у них самих агрессией ребенка и осмыслив свои поступки, пытаются бороться с таким поведением малыша иначе, то психологически этот выбор более оправдан и целесообразен.

    Можно посоветовать для начала, если малыш начал отвечать ударом на удар, обесценить в его глазах вашу прежнюю тактику физических наказаний. Задержите замахивающуюся ручку ребенка и скажите: «Прости меня за то, что я тебя шлепнул, мне очень стыдно, что я не сдержался. Это очень плохо – бить других. Я постараюсь больше никогда этого не делать. Давай вместе избавимся от этой плохой привычки».

    Не стыдитесь извиняться перед малышом, если чувствуете себя неправым. Это совсем не роняет родительский авторитет в глазах ребенка. Напротив, очень скоро вы убедитесь сами, что малыш, подражая вам, также будет извиняться в случае необходимости. В кризисном возрасте освоение родительского стиля поведения происходит очень интенсивно.

    Агрессия малыша может какое-то время сохраняться. Не шлепайте его, если он вас ударил, однако покажите ему всем своим видом, что вы обижены и огорчены и у вас совершенно нет желания общаться с ним или выполнять его просьбы. Когда ребенок устыдится и станет искать примирения, обязательно пойдите ему навстречу, не укореняйте у него злопамятность длительной обидой, но помните, что ваше охлаждение было вызвано его драчливостью.

    Покажите малышу, что вы не приемлете подобных действий с его стороны, ведь вы сами с ним больше так не обращаетесь, даже если он вас очень рассердил.

    Одновременно обучайте ребенка альтернативным способом выражать свой гнев и недовольство, задайте ему иной, допустимый выход из его агрессии, например: «Если ты рассердился на меня, топни ножкой, я пойму, что ты сердишься». Иногда в педагогической литературе встречаются советы ученых, рекомендующих позволять ребенку давать выход своей агрессии, но с переносом на неодушевленный предмет.

    Например, чтобы малыш не совершал актов агрессии из ревности к появившемуся в семье новорожденному, можно якобы позволить их по отношению к плюшевой игрушке.

    Эти советы не кажутся нам вполне обоснованными. В раннем детстве первые агрессивные действия детей, если они не заимствованы как способ поведения у взрослых, чаще всего возникают импульсивно, стихийно. Они – как бы естественная оборонительная реакция живого существа на исходящую извне угрозу его благополучию.

    Взрослому следует скорее нивелировать в своем поведении эту угрозу или то, что малыш считает угрозой для себя, чем все же допускать агрессию, признавая ее законность и правомерность, пусть и в отношении неживого объекта. Из импульсивной вспышки она превратится в планомерную, длительную и непредосудительную, так как разрешена.

    Более обоснованной нам кажется тактика развенчания угрозы, вызывающей агрессию малыша, и обучение его умению контролировать свои эмоции, подчинять их нормам поведения.

    В 3 года у ребенка вполне можно и даже нужно вырабатывать своеобразные «тормоза» на недопустимые среди людей действия. В то же время не пытайтесь научить его контролировать свое поведение целиком и полностью и за короткий срок.

    Обучение правилам поведения в 3 года только начинается и займет у вас несколько лет, пока малыш научится сознательно подчиняться социальным нормам.

    Страхи детей 1-3 лет

    Итак, к 3 годам в жизнь ребенка активно вторгается воображение. Это существенное достижение его общего психического развития, позволяющее малышу совершенно иначе, чем раньше, осваивать мир вокруг себя. Но в то же время воображение вносит в жизнь детей и некоторые проблемы.

    Никогда раньше не боявшийся темноты ребенок требует, чтобы ему оставили свет в детской, просит маму посидеть у его кроватки, пока он не заснет. Самая безобидная сказка может поселить в душе малыша тревогу перед непонятным ему существом – Карлсоном, Говорящей Головой, Бабой Ягой. Малыш тайком заглядывает перед сном под кроватку, чтобы убедиться, что страшащего его существа там нет.

    Бороться с детскими страхами сложно. Ребенок порой не в состоянии объяснить, что его тревожит, и не всегда знает это сам. Пугающим становится весь мир, который в сознании ребенка 3 лет заполнен объяснимым и необъяснимым, настоящим и выдуманным, и грань между ними в этом возрасте очень призрачна.

    Если страх поселился в душе сынишки, не пытайтесь лечить его изречениями типа: «Что ты выдумываешь, никого здесь нет, стыдно бояться, ты ведь мальчик». Это бесполезно. Страх не исчезает от призывов не испытывать его.

    Лучше постарайтесь в беседе с малышом подробно выяснить, кого или чего он боится, и согласитесь, что такое существо, может быть, и живет в его комнате, но…

    Здесь полный простор фантазии для взрослого. Это существо может простудиться и уехать далеко-далеко к своей маме, чтобы она его полечила. Оно может быть жалким и нуждаться в защите, можно придать ему юмористический облик. Поиграйте с ребенком в его страшилу, заставляя его в игре выполнять не страшащие, а полезные функции.

    Нарисуйте по описаниям ребенка его «страх» и найдите забавное или вызывающее иную, чем страх, эмоцию в облике этого воображаемого создания. Подскажите ребенку средства борьбы с его страхами: например, его защитит плюшевая собачка-сторож, которую вы дадите ему в кроватку, или завешенная простынкой решетка кроватки не пустит страшилу…

    Только не высмеивайте страхи малыша, не стыдите его и не заставляйте побороть свой страх усилием воли. В этом возрасте стыдиться своих страхов ребенок может, а побороть их – нет. Не заставляйте его страдать еще и от комплекса вины за свой страх. Внимательно выбирайте книги для чтения.

    Буйная фантазия трехлетки творит страх из непонятного чаще, чем из действительно страшного. Внимательно относитесь к вопросам ребенка в этом возрасте, в них часто сквозят предвестники страхов.

    И конечно, не запугивайте детей.




    Аренда серверов. Хостинг сайтов. Доменные имена:

    Новые сообщения C --- redtram:


    Новые сообщения C --- thor:



     
    Для организации праздничного стола:
         
    Новые сообщения oblivki.biz:
         
         
    Как делать замечательные БУКЕТЫ, ТОРТЫ И КОМПОЗИЦИИ ИЗ КОНФЕТ для подарков и украшения праздничного стола
    Это очень просто и доступно даже подросткам — читайте по порядку все страницы раздела:
         
    Занимательные сообщения LC:
         
    Всегда популярные вечные ценности человечества:
         
     
    Самые популярные сейчас разделы:
     
     
     
     
    Для доброго домашнего благополучия:
    Сказки с картинками, стихи, рассказы для малышей и для детей постарше, мультфильмы, фильмы-сказки, развивающие и познавательные материалы, детские блюда с пошаговыми фото для праздников и для улучшения детского аппетита.
    Замечательные рецепты с пошаговыми фото, тематические статьи.
     
     
    СПРАВОЧНЫЕ СТРАНИЦЫ
    ДОМАШНЕГО КУЛИНАРА
     
    ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
    ХОРОШЕЕ ПИТАНИЕ
         Как выбирать продукты в магазине
  • Все пищевые добавки Е
        Особо вредные добавки Е
  • Калорийность продуктов, cодержание белков, жиров, углеводов, свойства алкоголя
  • Витамины
  • Макро– и микроэлементы
  • Как ВАРИТЬ, ЖАРИТЬ, ЗАПЕКАТЬ
    Какая нужна кухонная посуда
  • 500 cоветов домашнему кулинару
  • Хранение продуктов в условиях квартиры
  • Пособие НЕУМЕЮЩИМ ГОТОВИТЬ – простые рецепты ежедневных и праздничных блюд

  • ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ
  • Сервировка стола
  • Оформление праздничного стола
  • Как складывать салфетки
  • ЗА СТОЛОМ – правила этикета
  • ВСЕ О ПРИЕМЕ ГОСТЕЙ
    УКРАШЕНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ БЛЮД
  • Банкетные блюда
  • Фуршетные блюда
    Украшение канапе
  • Праздничные блюда
  • 103 меню праздничного стола
  • Блюда в горшочках
  • Карвинг
  • Food Art – быстро, красиво и вкусно
    Букеты из конфет
  • Букеты из фруктов
    Оформление бутербродов
    Украшение пирогов
  • Изделия из слоеного теста
  • Сдобные булочки
  • Праздничные караваи
  • Пряники и пряничные домики
  • Айсинг
    Кондитерская мастика
  • Марципан
  • Кондитерские кремы
  • Домашние конфеты
  • Новогодняя энциклопедия
  • Как завязывать галстук
  • Как красиво повязать шарф
  • Как красиво завязать бант
  • Как оформить свадебное шампанское и праздничные бутылки
  • Как оформить свадебные бокалы

  • ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕПТЫ
    Быстрые блины, оладьи и пироги на кефире – готовить их не сложнее, чем поджарить яичницу
  • Блины
  • Оладьи
    ПИЦЦЫ, 13 видов теста для пиццы
  • Блюда в микроволновке
  • Блюда в пароварке
    Варёные яйца разные
    Замечательные блюда и гарниры из картофеля
  • Пельмени, кундюмы, вареники
    Каши
  • Пловы
  • Блюда из риса
  • Блюда из молока, молочных продуктов и яиц
  • САЛАТЫ
  • Винегреты
    Майонез, бешамель, соусы разные
    Запеченная рыба
    Шашлыки, маринады для шашлыков
    Замечательные десерты
  • Торты без выпечки
    Как выбирать мёд
  • ВОСТОЧНЫЕ СЛАДОСТИ
  • Домашнее мороженое
    Домашняя выпечка, торты, пироги
  • Жаворонки
  • Поваренное искусство и поварские приклады
  • Книга о вкусной и здоровой пище 1952
  • И МНОГОЕ ДРУГОЕ...

  • НАПИТКИ
  • Компоты, кисели, морсы
  • Чай и чайные церемонии
  • Лечебные и витаминные чаи
  • Кофе горячий, холодный, веселящий
        Кофейные десерты
  • Сбитни
  • Медовые напитки
    Гоголь-моголь
  • Квасы, березовицы, буза

  • Этот прекрасный мир вина
  • Как оценивать и подбирать вино
  • ДОМАШНЕЕ ВИНОДЕЛИЕ
  • Русские богатырские напитки
  • Русские настойки, наливки, ликеры, вина, игристые вина, пасхальное вино
  • Старинные рецепты вина
  • Домашнее пиво
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ САМОГОНА
  • Очистка самогона
  • Приготовление разных водок
  • Рецепты водок, настоек и наливок
  • ИСТОРИЯ ВОДКИ. Мифология водки

  • ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ, КОНСЕРВИРОВАНИЕ
  • Полезные свойства фруктов и ягод
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГРИБОВ
        Определитель грибов

    Сбор и заготовка грибов
         Грибная кулинария
  • Способы консервирования
    Заготовка мяса, сала и птицы
    Колбасы, буженина, карбонад
  • Заготовка рыбы и икры
  • Заготовка плодов, ягод и овощей
  • Весенние заготовки
  • Летние заготовки
  • Осенние заготовки
  • Оригинальные варенья
  • Киемы, бекмесы, джемы, повидло

  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУХНИ
    Замечательные рецепты для ежедневного и праздничного стола

    Классические блюда народов мира
  • Кухни народов бывшего СССР
  • Традиции питания в странах мира
    РУССКАЯ КУХНЯ – беспримерные шедевры кулинарии
  • Французская кухня
  • Греческая кухня
  • Большое кулинарное путешествие
  • Грузинская кухня
  • Татарская кухня
  • Украинская кухня
  • И МНОГИЕ ДРУГИЕ...
    А также:
  • Охотничья кухня
  • Рыбацкая кухня
  • Походная кухня

  • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
  • Питание беременной
  • Естественное вскармливание
        Питание кормящей
  • Детские блюда по возрастам
  • Любимые детские блюда
  • Сладкоежка
  • Детское лечебное питание

  • ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК

    Блюда для детского праздника
  • Как организовать и провести детский праздник
  • Как сделать маскарадный костюм
  • Детские игры
  • Сказки и фильмы детям
    ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
     
     
    Die Нeidelbergere Schule der Astrologie
    Гейдельбергская Школа Астрологии
    ГОРОСКОПЫ на каждый день года по знакам зодиака
    Получив ключ к решению предстоящих задач, вы избежите многие неприятности и преодолеете все трудности.
    Ежедневное пользование этими уникальными по точности гороскопами научит вас психологическому совершенству, сделает вашу жизнь и отношения с ближними всегда счастливыми и успешными.
  • Астральная кулинария по знакам зодиака
  • Поздравления по знакам зодиака
     
    ДРУГИЕ ГОРОСКОПЫ:
  • ГОРОСКОП ДРУИДОВ
        Галльский древесный гороскоп
  • КИТАЙСКИЙ ГОРОСКОП
  • ЯПОНСКИЙ ГОРОСКОП
  • РОССИЙСКИЙ ГОРОСКОП
     
    ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ:
  • СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
        Календарь славянских праздников
  • Пантеон славянских Богов
  • КОМОЕДИЦА
        День весеннего равноденствия
        Начало славянского Нового года
  • Словарь русских сказок
  • История Нового года
        Рождество Солнца-младенца
        12 Ночей великого Йоля
  • История Деда Мороза
  • История Снегурочки


  • Новые сообщения R:
    R-01 -- thor
     
    R-02 -- oblivki.biz
     
    R-03 -- LadyCash.ru
     
     
    РАЗДЕЛЫ ДЛЯ УМНЫХ
    И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
    МУЗЕИ ВСЕГО МИРА — виртуальная экскурсия
  • Выставки в Москве
  • ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ
  • МУЗЫКА — СКАЧАТЬ
  • ФИЛЬМЫ — СКАЧАТЬ
  • СИЛЫ В ПРИРОДЕ — занимательная физика без формул для школьников, студентов и всех любознательных
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ для веселых и любознательных
  • Веселая история России
  • История стекла в истории человечества
  • Исторические кухни
  • А.Дюма. ИСТОРИЯ ЗАСТОЛЬЯ
  • Гиляровский «Москва и москвичи»
    Календарь «Великие СОБЫТИЯ и ОТКРЫТИЯ в истории человечества»
  • ХРОНОЛОГИЯ ФИЗИКИ
  • Справочник РФ
     
    УЧИМСЯ ОБОГАЩАТЬСЯ:
  • 10 самых успешных бизнесов

  • ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ
    Для обретения счастья в жизни необходимы 2 вещи:
    Любовь и Деньги (как у Али-Бабы)
     

  • Курс валют и драгметаллов
        Конвертор валют

  • ПОГОДА ВО ВСЕМ МИРЕ
    Метеопрогнозы:
         – почасовой на 3 дня,
         – на 3-12 дней,
         – на месяц,
         – температура воды.
  • Погода на месяц во всем мире
        Температура воды на курортах
  • Погода во всех странах мира
  • Погода в городах всего Мира
  • Погода в городах России
  • Погода в краях и областях РФ
  • Погода в Крыму и Украине
  • Погода в МОСКВЕ
        Температура воды в водоемах

    ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
  • 217 диет для похудения
  • R-диета — без таблеток, без голода
        Справочные таблицы веса
  • Лечебные диеты — столы 1-15
  • Лечебные диеты при заболеваниях
  • ДЕТСКОЕ ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
    Еда, которая лечит
    Детские диетические столы № 1-16

    ЗДОРОВЬЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ
     
  • МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    «МАТЬ и ДИТЯ» — все необходимые сведения от зачатия до 3-х лет ребёнка
  • Педиатрия. Уход за детьми
  • Словарь медицинских терминов
  • Бенджамин Спок
        «РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ»
  • Януш Корчак
        «КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА»
  • Комаровский Е.О.
        «Начало жизни вашего ребенка»
  • Простые способы укрепления
        иммунитета детей и взрослых
  • Причины иммунопатологий
  • Аллергии
  • Лечение иммунопатологий
  • Прививки и вакцинации
        Законы РФ, календарь прививок
  • Контрацепция – подробно
  • Контрацептивный крем COITIN
  • Геморрой, способы лечения
    Домашний САЛОН КРАСОТЫ
    Рецепты красоты
    Многие косметические средства, приготовленные самостоятельно, значительно эффективнее продающихся в магазинах.
    Только нестойкость в хранении препятствует их поставкам в торговую сеть.
     
  • ДОМАШНЯЯ КОСМЕТОЛОГИЯ — уникальные по эффективности рецепты и советы косметологов
  • Проблемные ногти
        Вросший ноготь — исправление
  • Забота о глазах
    Как улучшить зрение
  • КЕФИРНАЯ КОСМЕТИКА
     
    Домашний мастер-класс
    МАНИКЮР, ПЕДИКЮР, НЭЙЛ-АРТ
  • 12 уроков мастер-класса
     
     
    РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ
    в спасение своей замечательной бессмертной души
    Духовно устремляемся в Господние Райские Кущи у Подножия Небесного Престола, что не от мира сего.
     
  • ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ
  • БИБЛИЯ. Синодальный перевод.
        Полный текст с иллюстрациями

        — Ветхий Завет
        — Новый Завет
        — Псалтирь, псалмы 1-151
  • ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
         Богослужебный канон
         Символ Веры
         Десять Заповедей Моисеевых
         Какие бывают грехи в христианстве
         Как живут в православном Раю
         Святые молитвы
         Правила поведения в Храме
         Церковные требы
  • ПРАВОСЛАВНАЯ КУХНЯ
        — православные посты и праздники
  • Православная кухня на каждый день года
  • Что надо знать православному:
        138 ВОПРОСОВ и ОТВЕТОВ
  • 1400 советов св. отцов церкви
  • Блюда российских монастырей
  • Справочник рецептов постных блюд
        — без масла
        — с растительным маслом
     
    Рецепты постных блюд без масла и с постным маслом см.: ЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬ
     
  • Душеполезное чтение
  • Рождественский пост
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ
  • Рекомендуемое РПЦ чтение
        на каждый день Великого поста
  • ПАСХА — праздник праздников и торжество торжеств
  • Петровский пост
  • Успенский пост
  • ПОЛНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ИМЕНИН
    Календарь содержит все именины:
    — вселенских святых,
    — русских святых,
    — новопрославленных святых,
    — местночтимых святых, почитающихся в разных епархиях РПЦ.
  • Полный православный ИМЕНОСЛОВ
        История и значение имен
  • Правило Серафима Соровского
        Тайные молитвы семи Архангелам
        Ангелология
  • Евангельские версии отцов Христа
  • ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ХРИСТИАНСТВА:
        Кто воскресил Христа?
        Тайна Марии Магдалины
  • О Божественной мудрости устройства мира. Когда следует ожидать Второе Пришествие Христа
  • КАТОЛИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
        Католическая церковь
        Католические традиции

     
     
    ПОЧИТАТЕЛЯМ АЛЛАХА ВЕЛИКОГО И ВСЕМОГУЩЕГО
  • МУСУЛЬМАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
  • МУСУЛЬМАНСКАЯ КУХНЯ
        Мусульманские праздники
  • Краткая история мусульманства
  • Татарская кухня. Татарские обычаи
  • РЕЛИГИИ МИРА
  • Базовые сведения о религиях, религиозных учениях и священных книгах.


    Баллада
    о SuperCook.ru
     
     
    SUPERCOOK (суперповар) - произносится "СУПЕРКУК"
     
    Я в голову лишних
                                     проблем не беру —
    Для этого есть
                                SUPERCOOK точка RU.
    Помощник по дому,
                                        на кухне, в семье,
    Он быстро поможет
                                            всегда и везде.
    А если внезапно
                                        случится недуг —
    И тут на подмогу
                                   придет SUPERCOOK.
    И даже
                      в семейном бюджете дыру
    Поможет закрыть
                                SUPERCOOK точка RU.
    Расширит познанья,
                               даст правильный курс
    Великий могучий
                                     российский Ресурс.
    Ты можешь всю жизнь
                           в интернете блуждать —
    Полезней ресурса
                                          тебе не сыскать!


        






     

    ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?  Уникальные по точности гороскопы Гейдельбергской школы астрологии по знакам зодиака на каждый день года.
    Точное знание предстоящего позволяет успешно парировать все нежелательные внешние воздействия и иметь блестящий успех в любых обстоятельствах.
    Получив ключ к решению предстоящих задач, вы избежите многие неприятности и успешно преодолеете все трудности.

    КОЗЕРОГ
    Capricornus
    22.XII–20.I
    ВОДОЛЕЙ
    Aquarius
    21.I–19.II
    РЫБЫ
    Pisces
    20.II–20.III
    ОВЕН
    Aries
    21.III–20.IV
    ТЕЛЕЦ
    Taurus
    21.IV–21.V
    БЛИЗНЕЦЫ
    Gemini
    22.V–21.VI
    РАК
    Cancer
    22.VI–22.VII
    ЛЕВ
    Leo
    23.VII–23.VIII
    ДЕВА
    Virgo
    24.VIII–23.IX
    ВЕСЫ
    Libra
    24.IX–23.X
    СКОРПИОН
    Scorpius
    24.X–22.XI
    СТРЕЛЕЦ
    Sagittarius
    23.XI–21.XII


    20-23 декабря – так называемые "Дни Змеи", когда Солнце проходит 13-е зодиакальное созвездие Змееносца.
    На эти даты приходится Ночь зимнего солнцестояния – самая долгая ночь в году (2-я Ночь великого Йоля).


    Звёзды готовят нам судьбу, а мы готовим вкусные блюда!
    Хорошее вкусное питание резко повышает качество жизни, улучшает настроение и способствует осуществлению всех надежд.
    На ваш выбор 180 тысяч замечательных рецептов и украшений блюд.

    Главная страница SuperCook.ru   |   Сервировка стола, салфетки   |   Украшение блюд — замечательные праздничные рецепты   |   Быстрые блины и оладьи на кефире
    Домашняя выпечка, кремы   |   Пиццы, 13 видов теста для пиццы   |   Лучшие блюда и гарниры из картофеля   |   Шашлыки   |   Оригинальные украшения бутербродов
    Карвинг — резьба по овощам   |   Букеты и композии из конфет   |   Детские блюда, детский праздник   |   Постные блюда   |   и еще много-много всего вкусного
    Разные полезные сведения:
    Как завязывать галстук   |   Как повязывать шарф   |   Как завязывать красивые банты   |   Как оформить свадебное шампанское и праздничные бутылки   |   Как оформить свадебные бокалы
    Как принимать гостей. Правила этикета   |   Музеи всего мира   |   Хранение продуктов в условиях квартиры   |   Кулинария для начинающих   |   Сказки с картинками   |   и многое другое
    Сведения для верующих:
    Полный календарь именин   |   Православный именослов   |   Церковный календарь, как вести себя в церкви   |   Что должен знать православный христианин: 138 вопросов и ответов
    Постные блюда для мирян и постные блюда для монашествующих   |   Справочник рецептов постных блюд   |   Блюда российских монастырей   |   Православные обычаи и традиции
    Католический календарь   |   Мусульманский календарь   |   Мусульманская кухня   |   Религии мира, вероучительные и богослужебные книги разных религий
     

    Как стать счастливым?

     
     
     
    Rambler's Top100 Rambler's Top100
     
    Счетчик тИЦ и PR тИЦ и PR сайта supercook.ru