СКАЗКИ. Грузинская сказка «ПАШКУНДЖИ».

      Украшение блюд
      Букеты из конфет
      Детский праздник
 

 
 
 

Детский подписной электронный журнальчик
«Сказки для приятных сновидений»
Сказки с картинками, детские стихи и рассказы (шрифт адаптирован для детского чтения), школа детского рисунка,
рецепты блюд для детских праздников и для улучшения детского аппетита, детские поделки
и множество полезных сведений для родителей о развитии, питании и здоровье детей.

Выпуск 140-й
Смотреть все выпуски

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА:
#140. Грузинская сказка «ПАШКУНДЖИ» / О грузинских легендах / Рисуем зверюшек-4 / Детский бутерброд-3.

Детский электронный журнальчик от SuperCook.ru
Сказки
для приятных
сновидений


Выпуск 140-й

   Что рассказать ребенку перед сном?
   Конечно, самые замечательные волшебные сказки мира!
   Читайте сказки в наших выпусках и рассказывайте своим малышам.

   Шрифт удобен для самостоятельного чтения младшими школьниками.
   В выпусках много ссылок, полезных родителям.

Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок.
Александр Сергеевич Пушкин

Cм. на сайте SuperCook.ru
   Для детского творчества:
БУКЕТЫ ИЗ КОНФЕТ (руководство с фото)
БУКЕТЫ ИЗ ЯГОД И ФРУКТОВ (руководство с фото)
ДОМАШНИЕ КОНФЕТЫ
ДОМАШНЕЕ МОРОЖЕНОЕ И ФРУКТОВЫЙ ЛЕД
   Для родителей:
ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ, ВАРЕНЬЯ, КОНСЕРВИРОВАНИЕ и ГРИБЫ
ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК. УКРАШЕНИЕ ДЕТСКИХ БЛЮД (детские рецепты и фото)
КАРВИНГ для украшения домашних блюд (пошаговые фото)
УКРАШЕНИЕ ДОМАШНИХ БЛЮД (рецепты с пошаговыми фото)
Школа домашнего кондитера — пироги, торты, пирожные, печенья, пряники
Восточные сладости

   Для чтения родителей и старших детей:
В.В. Похлебкин, «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КУХНЯ». ГЛАВА 1. КУХНЯ. ПРИГОТОВЛЕНИЕ
— 8. Соусы

 

ПАШКУНДЖИ
Грузинская народная сказка (3)

Было то или не было — в одной стране царствовал великий царь. У него было три сына. Царь был очень богат. Но кроме всего богатства, драгоценных камней и жемчугов был у него еще большой, прекрасный сад.
 
В этом саду стояла яблоня. Росли на яблоне чудесные яблоки, величиной с шапку. Царь дорожил яблоней, как своими глазами, и сам не рвал яблок, и другим не давал. Но вот повадился кто-то срывать те яблоки. Идут дни, а считанных царских яблок все меньше да меньше.
 
Встревожился царь, призывает своих сыновей и говорит:
 
— Дети мои, одна у нас яблоня в саду, и ту мы не уберегли, как же мы царство наше убережем? Обворовывает нас кто-то, а мы и не знаем, кто. Надо подстеречь, поймать вора, узнать хоть, кто он? Пойдите постерегите, — кто того воре поймает, тому и царство все оставлю.
 
Решили царевичи караулить яблоню.
 
Пошел старший сын, лег под яблоню и крепко уснул. Ночью пришел дэв, нарвал яблок и унес. Наутро пришел царевич домой и рассказал, что ночью никто не приходил, что он всю ночь глаз не смыкал.
 
На другую ночь пошел средний. И он также заснул. Пришел дэв, нарвал яблок и унес. Пришел наутро и средний брат и тоже рассказал, что никто не приходил.
 
На третью ночь пришел черед идти младшему. Взял он лук, стрелы и пошел стеречь яблоню.
 
Посмеялись над ним старшие братья:
 
— Ты-то уж наверняка поймаешь вора.
 
— Никого не поймаю, так хоть сам живой вернусь, — сказал младший и пошел,
 
Во всю ночь глаз не сомкнул, все вора поджидал. В полночь пришел дэв, влез на яблоню и стал срывать яблоки. Натянул юноша свой лук, пустил стрелу, Прозвенела, просвистела стрела и вонзилась дэву в самое сердце. Взревел дэв, схватился за стрелу, хочет вытащить ее, да не может; свалился с яблони и с ревом пустился бежать. Потянулся за дэвом кровавый след.
 
Наутро пришел младший сын и сказал царю:
 
— Подстрелил я нашего врага, надо теперь его выследить.
 
Смеются братья. Встал младший брат и сказал;
 
— Пойдите за мной, докажу вам, что не вру.
 
Встали братья, вооружились и пошли по дэвову следу. Идут и идут братья по кровавым следам.
 
Довели их следы до большого камня. Дэв раньше пришел сюда, поднял тот камень и пролез под ним в землю. Откатили братья камень и решили спуститься вниз за дэвом.
 
Вперед должен лезть старший. Обвязали его братья веревкой и опустили в дэвово логово.
 
Услышал старший, как ворочается и рычит дэв, да как закричит:
 
— Поднимайте меня, поднимайте!
 
Подняли его.
 
Спустили теперь другого брата. И он закричал:
 
— Поднимайте!
 
Подняли и его.
 
Пришел черед младшему. Обвязали его веревкой и спустили. Зарычал дэв еще сильней, заворочался, но не испугался младший.
 
— Спускайте, спускайте! — кричит братьям.
 
Спустили те веревку, и вошел юноша в дэвий дом.
 
Сидит у огня старушка — мать дэва и варит мучную кашицу. Подошел юноша, спрашивает:
 
— Что ты варишь, мать, для кого это?
 
— Сын у меня болен, для него варю.
 
— А что с ним?
 
— Подстрелил его кто-то.
 
— Я научу тебя, как его вылечить, — сказал сын царя. — Вскипяти котел масла коровьего и залей ему рану — поможет.
 
Поверила старуха, вскипятила котел коровьего масла и залила дэву рану. Протянул дэв ноги.
 
Вытащил юноша свою стрелу из груди дэва, убил старуху — дэвью мать и пошел осматривать дэвье логово.
 
Видит юноша в одном покое трех невиданных под солнцем красавиц.
 
Взял он всех их с собой и пошел к братьям; подошел и закричал снизу:
 
— Спускайте веревку!
 
Спустили братья веревку и подняли старшую сестру.
 
— Эту — старшему! — крикнул сын царя.
 
Подняли среднюю.
 
— Эту — среднему! — сказал он.
 
Хочет поднять младшую — не идет она без него.
 
— Обманут они тебя, предадут, — говорит, — раньше ты поднимись, а потом меня поднимешь.
 
Не соглашается он. Сказала тогда красавица:
 
— Что ж, если не веришь мне! Знаю я — предадут они тебя, послушайся же меня хоть в одном. Останешься ты здесь, иди вон той дорогой, войдешь в комнату, там две овцы — одна белая, одна черная; сядешь на черную — здесь останешься, сядешь на белую — в подземное царство попадешь.
Как помчится она в подземное царство, ты знай, приговаривай:
              ”Бабкина крыша мягкая,
              Бабкино крыша ватная”, — упадешь в мягкое.
 
Подняли братья младшую, отрезали веревку, бросили ее вниз и пошли себе, а девушку с собой взяли. Загрустил юноша в дэвьем логове.
 
Вспомнил потом об овцах. Пошел искать их. Нашел, сел на белую овцу. Понеслась она в подземное царство.
 
"Бабкина крыша мягкая,
Бабкина крыша ватная”, — приговаривает юноша и ... свалился прямо на мягкую ватную бабкину крышу. Встал и вошел в бабкин дом.
 
А бабка-старушка — на один глаз слепая — сидит и кашу ест; подошел парень, сел со стороны слепого глаза и стал есть кашу.
 
Съела бабка кашу и удивилась, что так скоро ее съела, повернулась и видит — сидит юноша.
 
— Кто ты? — говорит.
 
— Сын твой! — сказал он,
 
Обрадовалась бабка — не было у нее детей, Оставила его у себя и стала ходить за ним, как за сыном.
 
Вот однажды смотрит он — просеяла бабка муку, стала и плачет.
 
— Ты что плачешь, мать? — спрашивает юноша.
 
— А воду-то всю дэв захватил, чем же мне тесто замесить?
 
— Я тебе принесу воды, подай кувшин.
 
Не пускает старуха: ”Убьет тебя дэв, живым не отпустит”.
 
Не слушает юноша, взял кувшин, пришел к реке; налил его доверху и хочет идти...
 
— Кто там? — закричал дэв. — Здесь и муха не прожужжит — так все меня боятся, а тебя что привело?
 
— Я твой гость! — откликнулся юноша.
 
— Хорошо, бери, — говорит дэв, — на первый раз, как гостю, прощу.
 
Унес юноша воду. Раздали всему городу воды по яичной скорлупе. Как кончилась у всех вода, взял юноша кувшин и опять за водой пошел.
 
Услышал дэв, закричал:
 
— Кто там?
 
— Это я, твой гость! — откликнулся юноша.
 
Ничего не ответил дэв. Унес юноша воду, раздал опять всему городу воды по яичной скорлупе, да скоро кончилась она. Решил юноша сходить еще за водой. Вооружился, взял лук, стрелы и пошел. Пришел, налил воды в кувшин,
 
— Кто там? — кричит дэв.
 
— Я, твой гость! — говорит юноша.
 
— Один раз гость, другой раз гость, а в третий раз что за гость? — заревел дэв и бросился на юношу.
 
Стали бороться. Размахнулся юноша и всадил дэва по колени в землю, размахнулся дэв, всадил и юношу по колени, размахнулся юноша, всадил дэва по пояс, размахнулся дэв, всадил юношу по пояс. Выскочил тогда юноша, всадил дэва по горло, взмахнул мечом, отрубил дэву голову и пригвоздил голову мечом к земле.
 
Вернулся домой, никому ничего не сказал, только бабке сказал:
 
— Поди воду принеси!
 
Узнал весь город, что убили дэва. Потянулись все к воде — и люди, и звери. Пьют, пьют, перепиваются, на радости никак напиться не могут.
 
Узнал и царь, что убит дэв. Велел тотчас найти, кто дэва убил. Собрался весь город, все его царство, а все нет того, кто дэва убил. Кто и приврет, скажет: ”Я убил”. Поведут его к дэвьей голове, что мечом к земле пригвождена.
 
— А ну, если ты убил, вытащи этот меч! — скажут.
 
Никто меча не вытащит. Не найдут и не найдут, кто дэва убил.
 
Сказал тогда царь:
 
— А что, все ли здесь, что в моем царстве живут?
 
— Все, кроме одной только бабки да одного юноши, названого ее сына, — говорят.
 
Велел царь тотчас привести старуху и того юношу.
 
Пришел юноша, вытащил меч и сказал, что это он убил дэва. Повел его царь во дворец и затеял пир и веселье.
 
— Что ты просишь, чем тебя одарить за твою услугу? — говорит царь. — Останься у меня, все царство тебе отдам.
 
— Нет, — ответил юноша, — я не здешний, я из надземного мира. Если можете, отведите меня туда, это для меня лучший подарок, а не можете, так хоть научите, как туда человеку пробраться.
 
Сказали ему:
 
— Это только волшебная птица Пашкунджи может сделать.
 
Встал юноша, вооружился и пошел к Пашкунджи,
 
А у Пашкунджи были птенцы, их всех гвелешапи поедал, Пришел юноша, видит — сидят в гнезде птенцы, один плачет, другой смеется.
 
Удивился юноша, спрашивает:
 
— Чему это один смеется и о чем другой плачет?
 
Тот, что плакал, сказал:
 
— Я о том плачу, что меня сегодня гвелешапи съест!
 
А тот, что смеялся, сказал:
 
— А я смеюсь потому, что меня гвелешапи только завтра съест; мне еще один день жить осталось,
 
Сказал сын царя:
 
— Вы больше не бойтесь, а почему, это уж только я и тот гвелешапи знаем.
 
Сел сын царя и стал ждать. Вдруг потемнело все вокруг. Сказали дети Пашкунджи, что это гвелешапи идет, солнце заслоняет. Взял юноша лук, натянул его и, как подошел гвелешапи, пустил ему стрелу в самое сердце. Свалился гвелешапи и испустил страшное зловоние.
 
Подобрал юноша гвелешапи — целая гора взгромоздилась. Вдруг раздался гром и полил дождь.
 
— Что это? — спросил юноша детей Пашкунджжи.
 
— Это наша мать плачет, слезы льет, думает, что уже проглотил нас гвелешапи.
 
Спрятали птенцы юношу. Прилетела Пашкунджи, видит — живы птенцы, обрадовалась.
 
— Кто вас спас, дети мои, кто? — спрашивает.
 
— Если не съешь его, покажем, — сказали птенцы.
 
— Как же я съем его, кто мне детей спас? — говорит Пашкунджи. — Покажите мне его!
 
Вывели птенцы юношу. Обнимает его волшебная птица Пашкунджи, все ребра на радостях ему переломала, провела потом по ребрам крылом и все опять заживила.
 
— Я в долгу у тебя, — говорит Пашкунджи, — проси — все выполню, чего ни пожелаешь.
 
— Отведи меня в надземный мир, — отвечает юноша, — этим отплатишь мне за все.
 
— Хорошо, — говорит Пашкунджи, — возьми побольше мяса, уложи мне на одно крыло, на другое сам садись, и полетим в надземный мир.
 
Так и сделали. Уложил юноша на одно крыло Пашкунджи мясо, на другое сам взобрался — и полетели.
 
Повернет голову Пашкунджи, положит ей юноша в клюв кусок мяса, и дальше летят. Не хватило только одного куска, вырезал юноша мясо у себя из-под колена и отдал Пашкунджи.
 
— О, какое вкусное мясо, — воскликнула Паашкунджи, — что это?
 
— А это мое мясо, — ответил юноша.
 
— Знала бы, что человечье мясо так вкусно, съела бы тебя давно, — сказала Пашкунджи; провела крылом по его ране, заживила ее, ссадила юношу на землю, попрощалась с ним и улетела.
 
А юноша пошел себе. Много ли мало ли он шел — дошел до своего царства. Дорогой встретил он свинопаса. Сидит и плачет свинопас. Подошел сын царя и спрашивает:
 
— Что это ты плачешь так?
 
— Как не плакать, — говорит свинопас, — у наших царевичей свадьба. Младшего сына царя загубили, а старший на его невесте женится.
 
— Слушай, — сказал юноша, — дай мне свою одежду. Бери сам мою. Я их младший брат, пойду посмотрю, как они женятся.
 
Переоделся свинопасом и отправился к братьям. Сидит старший брат, радуется. А во дворе все войско собралось, держат лук младшего брата, друг с другом тягаются — кто его натянуть сумеет.
 
Никто тот лук натянуть не в силах.
 
— Дайте лук моему свинопасу, — кричит старший брат, сам смеется, — может, он натянет.
 
Взял младший брат стрелу, натянул лук и крикнул:
 
— В быка или в корову?
 
Узнала невеста своего жениха, наполнилось ее сердце радостью, крикнула она:
 
— В быка, корова чем же виновата?
 
Пустил стрелу младший и убил старшего брата, женился на своей невесте и стал царствовать.
 
 
 
Мой маленький друг!
Мы с тобой прочитали три первые сказки из знаменитого сборника «100 ГРУЗИНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК», составленного советскими литераторами и литературоведами во времена Сталина, в котором Сталин (а он был грузин) поправил некоторые сказки и порядок их расположения в сборнике. Впервые этот замечательный сборник был издан в 1954 году.
В каждой из первых трех сказок мы увидели, что в Грузии даже родные братья всегда готовы бессовестно предать своего брата, если это им хотя бы немного выгодно.


ГРУЗИНСКИЕ СКАЗАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Произведения грузинского фольклора созданы в разные времена и в различные эпохи. Произведения эти - выражение народных чаяний и стремлений, моральных и эстетических идеалов.
 
Грузинский народ внес большой вклад в создание интереснейших фольклорных образов. Он бережно хранил их на протяжении веков, передавая от поколения к поколению. Даже создавая письменную историческую и художественную литературу, он не только никогда не отказывался от наследия устного творчества, но напротив, проявлял особое внимание и заботу к полным поэтического вдохновения творениям простых певцов и сказителей.
 
В золотом фонде национальной культуры грузинского народа мы находим наряду с полуторатысячелетней письменной литературой как ранний, дохристианский языческий фольклор и мифологию, так и отразившие всю остроту социальных противоречий произведения фольклора средневековья и последующих эпох.
 
Грузинский народ, его многочисленные этнические единицы и племена создали богатый фольклор в разных областях творчества - в словесности, музыке, хореографии, изобразительном искусстве. Эти племена давно утвердили единое государственное бытие и язык. В условиях существования племен, генетически находящихся в близком родстве друг с другом, создание единого национального фольклора характеризует высшую ступень его развития. Но это не значит, что в общем фольклорном фонде имеются лишь те произведения, которые сложились после объединения этих групп.
 
В национальной фольклорной сокровищнице сохранились почти все памятники, имевшие значение для характеристики художественного мышления народа, способствовавшие отстаиванию его национальной целостности, изгнанию поработителей, защите свободы и права на мирный труд. Воплощение всех этих особенностей мы находим в произведениях фольклора.
 
Темы любви и социальной борьбы часто переплетаются между собой, С течением времени стремление народа к уничтожению социального зла и к свободе находило все более яркое реалистическое отражение в творчестве исполнителей и импровизаторов.
 
Эпический жанр и после средневековья продолжает жить и развиваться, только теперь рассеиваются мифологические и романтические туманы, на арену выступают конкретные исторические личности и о них складывается целый ряд народных поэм.
 
Фольклор XIX века отличается множеством таких поэм, ибо в этом веке участились революционные протесты крестьян, их индивидуальные и коллективные выступления. Бежавшие от крепостного режима крестьяне укрываются в лесах. В официальных кругах они считаются "разбойниками" - "пиралами". На деле же эти герои являются борцами за свободу, они с оружием в руках защищают интересы трудящихся, подготовляют почву для революции.
 
В грузинском фольклоре несравненной популярностью пользуется "Сказание об Арсене". Это воистину народная поэма, ставшая широко известной с сороковых годов XIX столетия. Арсен - реальное лицо. Это крестьянин из села Марабды, по фамилии Одзелашвили; был он крепостным Заала Бараташвили. Арсен был убит около 1840 г., а уже в 1845-46 гг. восхваляющие его стихи и песни слышались во всех уголках Грузии. Бродячие музыканты исполняли на народных праздниках песни об Арсене на виду у жандармерии.
 
Стихи, посвященные Арсену, исполнялись на ствири-волынке. Вообще мествире-волынщики сыграли значительную роль как в создании поэмы, так и в ее устном распространении. Главная идея, которую народ связывал с боевым именем Арсена, была идея борьбы с крепостничеством и царизмом ("у богатых отнимает, неимущих наделяет, не накажет бог его"). В сороковых и пятидесятых годах XIX века многие крепостные люди начали подражать Арсену.
 
Официальные документы подтверждают, что даже после гибели героя Арсена Одзелашвили знаменосцы свободы выступали под его именем и наводили ужас на распоясавшихся крепостников, ростовщиков, торгашей и чиновников-взяточников, грабивших трудящихся.
 
Арсен - воистину народный герой. Он избегает кровопролития, но, заступаясь за угнетенных, мужественно борется против князей, дворян и чиновников, беспощадно уничтожая этих гнусных пиявок, присосавшихся к телу трудового народа.
 
Начиная с 1872 года вышло до 60 массовых изданий этой поэмы. Весь тираж каждого издания расхватывался с молниеносной быстротой.
 
Фольклорный образ Арсена Одзелашвили послужил прототипом для героев целого ряда произведений грузинской литературы и искусства. Достаточно сказать, что влияние песни об Арсене заметно в творчестве таких писателей шестидесятников, как Илья Чавчавадзе и Акакий Церетели. А Ал. Казбеги написал об Арсене драму.
 
В советское время этой же теме посвятил драму поэт Сандро Шаншиашвили, а писатель Михаил Джавахишвили написал большой роман "Арсен из Марабды". Был создан и кинофильм об Арсене, а со сцены грузинских театров не сходят спектакли об этом замечательном народном герое. Этой же социальной теме посвящена фольклорная повесть "Об убийстве Зумбатова".
 
Эпический образ Арсена Одзелашвили напоминает русского Емельяна Пугачева, англичанина Робина Гуда и словацкого Яношика.
 
Видное место в грузинском устном творчестве занимают исторические сказания и легенды, в которых читатель легко распознает конкретную действительность, узнает об идеалах трудящихся масс и их вере в будущее. Часть этих легенд относится к основанию Тбилиси.
 
Вышедший на охоту царь Вахтанг Горгасал случайно обнаружил в окрестностях Метехи горячие источники, в которые попали фазан и преследующий его царский сокол.
 
Понравились царю окрестности горячих источников, и он решил построить здесь престольный, град, куда вскоре переместилась столица Грузии, Существует аналогичное предание и об известном чешском курорте Карловы Вары. Там король Карл погнался за оленем, и его любимая гончая бросилась в горячую речку.
 
С большой любовью и многообразием воспроизведены в грузинском народном творчестве образы царицы Тамар и Шота Руставели (XII век). Привлекательна сложившаяся в фольклоре биография Шота Руставели, о котором, к великому сожалению, вследствие исторических лихолетий, письменная литература сохранила очень мало сведений.
 
Поэма Руставели "Витязь в тигровой шкуре" является несравненным памятником раннего ренессанса. Она оказала глубокое влияние как на самый фольклор, так и на искусство исполнителей.
 
В период, когда создавались первые значительные памятники светской литературы, авторы их, в порядке освоения художественного наследия, часто обращались к народному творчеству.
 
Шота Руставели мастерски использовал все существовавшие до него интересные сюжеты, сказания, поговорки, афоризмы, стихотворные размеры. Вот почему его поэма-роман, пронизанная глубоко гуманистическими, рыцарскими и любовными мотивами, стала любимейшей книгой грузинского народа. Рукописи этой поэмы как драгоценное сокровище передавались из поколения в поколение и первыми значились в списках приданого.
 
Историко-патриотической тематике посвящены сказания о трехстах арагвинцах (это переиначенный на грузинский лад пересказ реальной истории о 300-х спартанцах), предания о спасении сокровища, ответе Эристави и легенда о прузинке, погибшей при взятии иранскими завоевателями Тбилиси 11 сентября 1795 года.
 
Несметные полчища врагов зарились на Грузию. Кто только ни замышлял покорить эту страну, а то и вовсе стереть ее с лица земли. Римляне, персы, арабы, монголы, турки, сельджуки, горские племена Кавказа чуть ли не состязались друг с другом в том, чтобы разорить Грузию, опустошить ее, согнать с земли предков, пленить их и вывезти на невольничьи рынки.
 
Самые трусливые из грузинских племен сдалась туркам, были "отуречены", сменили свою исконную православную веру на ислам, за что их мужчины были поголовно обрезаны. Сдавшиеся туркам были переименованы из "грузин" в "абхазцев". Много позже их освободили от турок доблестные русские войска. Воевавший на Кавказе русский поэт Лермонтов (он был командиром русского отряда спецназа), за войну хорошо узнавший характер грузин, в своих стихах писал: "Бежали робкие грузины..."
 
Античные предки абхазцев показаны в знаменитом голливудском фильме "Подвиги Геракла" с великолепным голубоглазым культуристом Стивом Ривсом в главной роли Геракла - это эпизоды высадки прибывших за Золотым Руном аргонавтов на побережье Колхиды и встречи их с обезьяноподобными, покрытыми шерстью коренными обитателями, предками нынешних абхазцев. Уйдя немного в глубь страны, кинематографические аргонавты уже встречаются со вполне цивилизованными грузинами и их царем.
 
Часть американского фильма, показывающая абхазцев, в советском прокате была напрочь вырезана, чтобы не позорить этот один из бывших "равноправных" советских народов. Конечно, сейчас фильм "Подвиги Геракла" полностью доступен российским зрителям и неоднократно демонстрировался по российскому телевидению.
 
Древнегреческий миф о Золотом Руне в Колхиде имеет вполне реальную основу. Кавказские горы молодые и текущие там реки отличаются золотоносностью. В частностности, последняя золотодобывающая британская концессия на Кавказе на реке Сочи была закрыта в 1932 году, и не из-за исчерпания запасов золота, а по политическим соображениям.
 
Именно в Колхиде греки добывали золото изобретенным ими оригинальным способом. Т.к. греки не плавали в открытом море, они добирались до Колхиды плаванием вдоль берегов, на ночь приставая к берегу на ночлег. При попутном ветре шли под прямыми парусами, против ветра шли на веслах. (Древние греки не знали косого парусного вооружения, позволяющего лавировать против ветра - оно позднее было изобретено финикийцами.) В качестве продовольствия мореходы везли с собой овец.
 
Пристав вечером к берегу, одну из этих овец греки забивали на ужин, а остальные овцы всю ночь паслись на травке. Шкуры съеденных овец сохраняли.
 
Прибыв на побережье Колхиды (черноморское побережье Кавказа), греки расстилали овечьи шкуры на дне мелководных кавказских рек, и быстрая вода прокатывала по ним донные отложения. Песок и камешки скатывались дальше, а тяжелые золотые крупинки и мелкие самородки застревали в шерсти. Так руно древнегреческих барашков на Кавказе становилось золотым.
 
Греки периодически вытряхивали из шкур золото и вновь расстилали их на дне. Пока вода добывала золото, постепенно изнашивая шкуры, греки в это время кушали новых барашков. И так до полного исчерпания всех барашков и истлевания их шкур. Затем античные мореходы запасали в окрестных лесах еду на обратную дорогу и отправлялись с добытым золотом домой.
 
Но вернемся к грузинам. Постоянные войны с захватчиками не сломили грузинских патриотов, не обессилили их десницы - они смело убежали далеко в высокие горы, куда враг не счел нужным за ними лезть. Печаль и страх, следовавшие за пережитыми потрясениями, сменялись новой надеждой, что прикованный к горе могучий Амирани (этот эпический персонаж - заимствованный грузинами аналог древнегреческого мифического титана Прометея) разобьет цепи и, став плечом к плечу с народом, поможет ему в справедливой борьбе.
 
Все легенды и сказания грузинского народа пронизаны высоким патриотизмом и чувством благородного мужества, хотя в реальной жизни грузины чаще ассоциируются с рыночными продавцами из "лиц кавказской национальности". Но в своих грузинских эпических сказаниях грузины изображают себя беспредельно мужественныи и благородными.
 
Примером этому может служить заимствованный грузинами у других народов сказ о мужестве грузинки в тяжелую годину нашествия исламистских иранских полчищ. Разбойничьи орды Ага-Магомет-хана огнем и мечом завладели столицей Грузии. Царь Ираклий II с небольшим отрядом тогда поспешил на защиту к крепости Ананури.
 
В Нарикале путь врагу преградила одинокая грузинка мать с грудным ребенком на руках. Муж ее лежал на Крцанисском поле, сраженный вражеской саблей. Не ведающие никаких человеческих чувств озверелые иранские исламисты на глазах у матери убили ее грудного ребенка, ее же полонили, сохранив женщине жизнь только из-за ее несравненной красоты.
 
Ее отвели к шаху, который велел продать пленницу Джафар-бегу. Грузинка сказала Джафар-бегу, что она может обезвредить кинжал, который, якобы, сулит ему смерть. Джафар дал ей кинжал.
 
Пленница неторопливо взяла его, поднесла к губам, будто произнося заклинание, а затем, приложив оружие острием к собственной груди, предложила полководцу-мусульманину убедиться в том, что кинжал стал безопасен. Джафар-бег ударил кулаком по рукоятке кинжала - и сраженная женщина упала к ногам завоевателя. Так грузинка сберегла свою честь, так избегла она гаремной неволи!
 
Но это всего лишь еще один грузинский патриотический миф, взятый из преданий других народов.
 
Сюжет этой легенды не нов. Его знает греческая агиография и литература нового мира. Достаточно вспомнить, что эту легенду мы находим в агиографическом памятнике "Мученичество девы Ефросии" (302 г.). Сочинение упоминается и в "Менологе" Василия II (976-1025). Перевод его на грузинский язык сделан Георгием Святогорцем, внесшим этот перевод в свой "Свинаксар" в 1042-44 гг.
 
Существует также распространенная славянская редакция этого сочинения.
 
Весьма схожий эпизод можно найти и в произведении Антиоха Стратига "Пленение Иерусалима", которое имело место в 614 году. Перевод с арабского на грузинский язык сделан в X веке.
 
Этот сюжет имеется и в новой литературе: в Италии - в "Неистовом Роланде" Л. Ариосто (1474-1533), в Америке - в "Потерянном образе" Дж. Лондона (1876-1916), а в Грузии дан в виде эпизода в повести А. Церетели "Баши-Ачуки".
 
Он существует в греческой, арабской, грузинской, славянской, итальянской, американской литературе. Корни этого сюжета вряд ли были литературными, скорее тут мы имеем дело с устной традицией.
 
Заслуживают внимания грузинские предания этиологического характера, объясняющие появление на Кавказе перенятых у древних греков лозы, вина, различных музыкальных инструментов. Всюду события переданы в реалистических красках и характеризуют с какой-либо стороны прошлое народа, его культурный и экономический быт.
 
Мировоззрение народа отражено в художественных образах, закреплено в мудрых изречениях, пословицах и поговорках. Краеугольным камнем мировоззрения масс является труд, которому посвящены замечательные образцы фольклора различных жанров.
 
Землепашец верит, что пшеничное зерно раньше было величиной с сердцевину ореха ("Пшеничное зерно"). Согласно сказанию об Амирани, зерно возникает из почвы, которая орошена человеческой кровью. Поэтому Амирани старается разбить цепи и освободиться, чтоб добыть человечеству хлеб без примеси крови и сделать пшеничное зерно величиной в орех.
 
В одной из народных повестей философия жизни сформулирована так: "Кто сделал дело, тот может есть". В этом смысл общественного труда, его облагораживающая природа.
 

Учимся рисовать зверюшек
Рисунок 4 (из 16-ти)


И еще я припасла много разных рисунков для детей.


Приготовим и съедим
     

Фигурные бутерброды для детей
Учимся основам детского бутербродостроения
Бутер-3


Как построить такой бутерброд —
см. на странице «Украшение бутербродов»


МАМАМ, ПАПАМ И ДЕТЯМ ПОСТАРШЕ
 
                     

РАЗДЕЛЫ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
  • Календарь «Великие СОБЫТИЯ и ОТКРЫТИЯ в истории человечества»:

  • О детях и детском питании
    Детское питание   Любимые детские блюда   Детский праздник
    Калорийность   Витамины   Макро- и микроэлементы   Все пищевые добавки Е
    Медицинские диеты (столы) 1-15   Лечебные диеты   R-диета
    Прививки   Питание беременной   Питание кормящей
    О питании детей и взрослых в реальных российских условиях
    ДОМАШНЯЯ МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  
    Предметный указатель МЕДИЦИНСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
    Справочник ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
    Бенджамин Спок. РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ   Януш Корчак. КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА
    Большой Кулинарный Словарь
     





    Новые сообщения:
    загрузка...
         
    Для организации праздничного стола:
         
    Новые сообщения oblivki.biz:
         
         
    Как делать замечательные БУКЕТЫ, ТОРТЫ И КОМПОЗИЦИИ ИЗ КОНФЕТ для подарков и украшения праздничного стола
    Это очень просто и доступно даже подросткам — читайте по порядку все страницы раздела:
         
    Занимательные сообщения LC:
         
    Всегда популярные вечные ценности человечества:
         
     
    Самые популярные сейчас разделы:
     
     
     
     
    Для доброго домашнего благополучия:
    Сказки с картинками, стихи, рассказы для малышей и для детей постарше, мультфильмы, фильмы-сказки, развивающие и познавательные материалы, детские блюда с пошаговыми фото для праздников и для улучшения детского аппетита.
    Замечательные рецепты с пошаговыми фото, тематические статьи.
     
     
    СПРАВОЧНЫЕ СТРАНИЦЫ
    ДОМАШНЕГО КУЛИНАРА
     
     


    Питание в реальных российских условиях
    Что можно, а что не стоит покупать в магазинах. Почему нельзя покупать изделия из фарша


    Все пищевые добавки Е
    Особо вредные добавки Е


    Калорийность продуктов, cодержание белков, жиров, углеводов

    Витамины

    Макро- и микроэлементы

    Домашняя заготовка и консервирование продуктов

    Хранение продуктов в условиях квартиры

    500 советов кулинару



    Сервировка стола

    Складывание салфеток

    Украшение праздничных блюд

    Карвинг

    Украшение бутербродов

    Украшение детских блюд

    Букеты из конфет

    Букеты из фруктов

    Пряники и пряничные домики

    Домашняя выпечка

    Домашние сладости

    Домашние конфеты




    Кулинария для неумеющих готовить

    Блюда на скорую руку


    ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
  • 217 диет для похудения
  • R-диета — без таблеток, без голода
        Справочные таблицы веса
  • Лечебные диеты — столы 1-15
  • Лечебные диеты при заболеваниях
  • ДЕТСКОЕ ДИЕТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
    Еда, которая лечит
    Детские диетические столы № 1-16

    ЗДОРОВЬЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ
     
  • МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    «МАТЬ и ДИТЯ» — все необходимые сведения от зачатия до 3-х лет ребёнка
  • Педиатрия. Уход за детьми
  • Словарь медицинских терминов
  • Бенджамин Спок
        «РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ»
  • Януш Корчак
        «КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА»
  • Комаровский Е.О.
        «Начало жизни вашего ребенка»
  • Простые способы укрепления
        иммунитета детей и взрослых
  • Причины иммунопатологий
  • Аллергии
  • Лечение иммунопатологий
  • Прививки и вакцинации
        Законы РФ, календарь прививок
  • Контрацепция – подробно
  • Контрацептивный крем COITIN
  • Геморрой, способы лечения


    ИМЕНИНЫ - полный календарь
    Православные праздники, посты, традиции


    Полный православный
        ИМЕНОСЛОВ
        История и значение имен


    Православная кухня
    Русские православные традиции, праздники, посты, молитвы
    Постные и праздничные блюда
    Что надо знать православному


    Мусульманская кухня




    СПРАВОЧНИК РФ
    Все официальные сайты властей РФ
    Все Законы РФ


    Музеи всего мира

    Выставки в Москве

    Безопасность семьи

    Выезжающим за границу

    Курс валют Мира
    Курс драгметаллов. Конвертор валют





    ФИЛЬМЫ — СКАЧАТЬ

    МУЗЫКА — СКАЧАТЬ

    Календарь
    «Великие СОБЫТИЯ и ОТКРЫТИЯ»


    ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СЛОВАРИ

    ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

    Перевод

    Карты мира

    ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ для веселых и любознательных

    История стекла в истории человечества




    Домашний САЛОН КРАСОТЫ
    Природная косметика


    Кефирная косметика

    Домашний маникюр
    12 уроков мастер-класса


    Вкусное лечение




    ПОГОДА ВО ВСЕМ МИРЕ
    Метеопрогнозы:
    - почасовой на сутки,
    - на 3, 5, 10 дней, на месяц.


  • Погода в Мире
    Температура воды на курортах Мира


    Все страны Мира

    Города всего Мира

    Города России

    Все края и области РФ

    Украина и Крым

    Погода в МОСКВЕ
    Температура воды в водоемах


    Погода в МОСКВЕ на 3 дня

    Погода в МОСКВЕ на 5 дней

    Погода в МОСКВЕ на 10 дней

    Погода в МОСКВЕ на месяц



    Астрологические прогнозы
    на каждый день
    по знакам зодиака
     
    Ежедневное пользование этими гороскопами научит вас психологическому совершенству, сделает вашу жизнь и отношения с ближними всегда счастливыми и успешными.
    Получив ключ к решению предстоящих задач, вы избежите многих неприятностей и преодолеете все трудности.
     
    КОЗЕРОГ – 22.XII–20.I
    ВОДОЛЕЙ – 21.I–19.II
    РЫБЫ – 20.II–20.III
    ОВЕН – 21.III–20.IV
    ТЕЛЕЦ – 21.IV–21.V
    БЛИЗНЕЦЫ – 22.V–21.VI
    РАК – 22.VI–22.VII
    ЛЕВ – 23.VII–23.VIII
    ДЕВА – 24.VIII–23.IX
    ВЕСЫ – 24.IX–23.X
    СКОРПИОН – 24.X–22.XI
    СТРЕЛЕЦ – 23.XI–21.XII

      
     
         


    Новые сообщения:
    загрузка...


    загрузка...

    Баллада
    о SuperCook.ru
     
     
    SUPERCOOK (суперповар) - произносится "СУПЕРКУК"
     
    Я в голову лишних
                                     проблем не беру —
    Для этого есть
                                SUPERCOOK точка RU.
    Помощник по дому,
                                        на кухне, в семье,
    Он быстро поможет
                                            всегда и везде.
    А если внезапно
                                        случится недуг —
    И тут на подмогу
                                   придет SUPERCOOK.
    И даже
                      в семейном бюджете дыру
    Поможет закрыть
                                SUPERCOOK точка RU.
    Расширит познанья,
                               даст правильный курс
    Великий могучий
                                     российский Ресурс.
    Ты можешь всю жизнь
                           в интернете блуждать —
    Полезней ресурса
                                          тебе не сыскать!


        






     

    ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?  Уникальные по точности гороскопы Гейдельбергской школы астрологии по знакам зодиака на каждый день года.
    Точное знание предстоящего позволяет успешно парировать все нежелательные внешние воздействия и иметь блестящий успех в любых обстоятельствах.
    Получив ключ к решению предстоящих задач, вы избежите многие неприятности и успешно преодолеете все трудности.

    КОЗЕРОГ
    Capricornus
    22.XII–20.I
    ВОДОЛЕЙ
    Aquarius
    21.I–19.II
    РЫБЫ
    Pisces
    20.II–20.III
    ОВЕН
    Aries
    21.III–20.IV
    ТЕЛЕЦ
    Taurus
    21.IV–21.V
    БЛИЗНЕЦЫ
    Gemini
    22.V–21.VI
    РАК
    Cancer
    22.VI–22.VII
    ЛЕВ
    Leo
    23.VII–23.VIII
    ДЕВА
    Virgo
    24.VIII–23.IX
    ВЕСЫ
    Libra
    24.IX–23.X
    СКОРПИОН
    Scorpius
    24.X–22.XI
    СТРЕЛЕЦ
    Sagittarius
    23.XI–21.XII


    20-23 декабря – так называемые "Дни Змеи", когда Солнце проходит 13-е зодиакальное созвездие Змееносца.
    На эти даты приходится Ночь зимнего солнцестояния – самая долгая ночь в году (2-я Ночь великого Йоля).


    Звёзды готовят нам судьбу, а мы готовим вкусные блюда!
    Хорошее вкусное питание резко повышает качество жизни, улучшает настроение и способствует осуществлению всех надежд.
    На ваш выбор 180 тысяч замечательных рецептов и украшений блюд.

    Главная страница SuperCook.ru   |   Сервировка стола, салфетки   |   Украшение блюд — замечательные праздничные рецепты   |   Быстрые блины и оладьи на кефире
    Домашняя выпечка, кремы   |   Пиццы, 13 видов теста для пиццы   |   Лучшие блюда и гарниры из картофеля   |   Шашлыки   |   Оригинальные украшения бутербродов
    Карвинг — резьба по овощам   |   Букеты и композии из конфет   |   Детские блюда, детский праздник   |   Постные блюда   |   и еще много-много всего вкусного
    Разные полезные сведения:
    Как завязывать галстук   |   Как повязывать шарф   |   Как завязывать красивые банты   |   Как оформить свадебное шампанское и праздничные бутылки   |   Как оформить свадебные бокалы
    Как принимать гостей. Правила этикета   |   Музеи всего мира   |   Хранение продуктов в условиях квартиры   |   Кулинария для начинающих   |   Сказки с картинками   |   и многое другое
    Сведения для верующих:
    Полный календарь именин   |   Православный именослов   |   Церковный календарь, как вести себя в церкви   |   Что должен знать православный христианин: 138 вопросов и ответов
    Постные блюда для мирян и постные блюда для монашествующих   |   Справочник рецептов постных блюд   |   Блюда российских монастырей   |   Православные обычаи и традиции
    Католический календарь   |   Мусульманский календарь   |   Мусульманская кухня   |   Религии мира, вероучительные и богослужебные книги разных религий
     

    Как стать счастливым?

     
     
     
    Rambler's Top100 Rambler's Top100
     
    Счетчик тИЦ и PR тИЦ и PR сайта supercook.ru